СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

НАРАСИМХА АВАТАРА (NARASIMHA AVATARA)

Вишну принимал образ получеловека-полульва для уничтожения демона Хираньякашипу (Hiranyakasipu), который доставлял беспокойство богам. Хираньякша (Hiranyaksha) и Хираньякашипу были двумя сыновьями Кашьяпы (Kasyapa) и Дити (Diti). Пуранические тексты говорят нам, что они были Джая (Jaya) и Виджая (Vijaya), двумя привратниками Вишну, которые навлекли на себя его недовольство и были прокляты родиться демонами и стать врагами Вишну в нескольких воплощениях. Хираньякашипу получил особые преимущества от Брахмы, сделавшего его настолько неуязвимым, что его невозможно было уничтожить ни человеку, ни животному, ни днем, ни ночью, ни внутри дома, ни снаружи, и не было оружия, способного причинить ему вред. Дав Хираньякашипу все эти преимущества, Брахма сам стал беспомощным. Когда демон направил свою силу против богов, Вишну принял форму человека-льва и в ночное время, сидя на пороге дворца демона, разорвал Хираньякашипу своими когтями.

Образы Нарасимхи бывают трех типов:
1. Гириджа-Нарасимха (Girija-Narasimha),
2. Шауна-Нарасимха (Sthauna-Narasimha),
3. Янака-Нарасимха (Yanaka-Narasimha).

ГИРИДЖА-НАРАСИМХА
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Нарасимха сидит на лотосовом пьедестале, ступни его стоят на поверхности пьедестала, ноги скрещены, спина слегка согнута. Его ноги удерживаются в этой позиции пояском Йогапатта (Yoga-patta) (чтобы легче сохранять такое положение).

РУКИ
Кевала-Нарасимха (Kevala-Narasimha) (другое его имя) имеет две или четыре руки. Когда он имеет четыре руки, то верхняя правая держит колесо, верхняя левая — раковину. Другие две руки вытянуты вперед и покоятся на коленях.

ШАУНА-НАРАСИМХА
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Нарасимха сидит на львином пьедестале (симхасана) свесив правую ногу. Его шея покрыта густой гривой. Он имеет острые изогнутые клыки.
РУКИ
Четыре. В двух задних руках он несёт раковину и колесо. Его передняя правая рука находится в позиции защиты, в то время как передняя левая — в благо дающей позиции.
либо
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Хираньякашипу должен быть распростерт на левом бедре Нарасимхи, который может находиться в позиции трибханга (tribhanga) (тело изогнуто в трех местах). Двумя руками он разрывает брюхо демона.
РУКИ
Он должен иметь двенадцать или шестнадцать рук. Двумя руками он вскрывает брюхо демона, двумя вынимает внутренности демона. Одна правая рука держит ноги демона, одна — меч (кхаджа), в то время как еще одна держится в позиции защиты. Одна левая рука держит корону демона и поднята для нанесения ему удара.

Если образ Нарасимхи имеет восемь рук, то две вскрывают брюхо демона, две тянут наружу внуттренности демона, остальные четыре несут раковину, булаву, колесо и лотос.
Демон Хираньякашипу вооружен мечом и щитом.
СОПРОВОЖДАЮЩИЕ БОГИ
Шридэви (Sridevi), Бхудэви (Bhudevi), Нарада (Narada) со своей лютней и Прахлада (Prahlada), сын демона, который является поклонником Вишну, изображаются по одну из двух сторон от Бога. Восемь сторон света также сопровождают Нарасимху.

ЯНАКА-НАРАСИМХА
ВАХАНА
Орел или Змей Адишеша.
РУКИ
Четыре. Две несут раковину и колесо. В писаниях ничего не говорится о двух других руках.