СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ВАРАХА АВАТАРА (VARAHA AVATARA)
ИНКАРНАЦИЯ В ОБРАЗЕ ВЕПРЯ

Вишну принял форму вепря, чтобы спасти богиню Земли Притхви (Prithvi) от власти демона Хираньякши (Hiranyakha). Во времена Великого Потопа Земля была погружена под воду. Это поставило в угрожающее положение всю жизнь на Земле. В этот критический момент Вишну принял форму гигантского вепря и, нырнув в глубины вод, после продолжительной борьбы убил демона и освободил Землю.

В скульптурных представлениях богиня-Земля показывается в человеческой форме, возвышаясь в бивнях человека-вепря, что является символическим изображением освобождения Мира от потопа пороков силой Верховного Божества.

Эпическая поэма Рамаяна (Ramayana) приписывает подъем Земли Брахме. Вишну, Линга и Гаруда-Пураны (Vishnu, Linga и Garuda-Puranas) также приписывают этот подвиг Брахме, однако они идентифицируют Брахму и Вишну. Инкарнация вепря по-разному описывается в различных текстах. Скульптурное представление в этих текстах также различается.

В различных источниках описываются три вариации: Бхувараха, Адивараха и Нривараха; Йаджнавараха; Пралайявараха.

БХУВАРАХА (BHUVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Он имеет лицо вепря и тело человека. Лицо вепря должно быть направлено вверх, чтобы оно могло касаться груди Богини Земли.
ПОЛОЖЕНИЕ НОГ
Правая нога должна быть согнута и расположена на украшенном драгоценностями капюшоне змея Адишешы (Adisesha), рядом со змеем расположена его супруга.

РУКИ
Он четырехрукий. Две руки несут раковину и колесо. Одна левая рука поддерживает Богиню Землю, которая сидит на согнутой в колене правой ноге Господа. Одна правая рука обнимает талию богини.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Она должна быть убрана цветами и украшениями, сидеть на правой ноге Господа, обе ноги свешены. Ее поднятое лицо должно быть направлено к Господу и выражает великую радость богини, вызванную ее освобождением.
Конец ее руки должен касаться груди Господа. Фигура богини должна быть выполнена в пропорциях Панча-тала.
ВАРИАЦИИ
Он может нести булаву и лотос в двух своих руках и поддерживать на своем клыке Богиню Притхви.. В этой форме одна его ступня должна располагаться на капюшоне Адишешы, другая — на черепахе. Одна из правых рук должна лежать на его боку. Богиня Земля может сидеть на левом локте Господа, она несёт голубой лотос.

ЯДЖНАВАРАХА (YAJNAVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Вишну как Вараха должен сидеть в симхасане (simhasana) со свисающей правой ногой, его фигура убрана украшениями.
РУКИ
Четыре. Две должны нести раковину и колесо.
ЛАКШМИ (LAKSHMI)
Справа от него его супруга Лакшми. Она сидит со свисающей правой ногой, несёт лотос в левой руке, правая рука лежит на лотосовом пьедестале.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Бхудеви (Bhudevi) сидит со свешенной левой ногой слева от Господа . Она несёт голубой лотос в левой руке, правая рука лежит на пьедестале. Лицо ее повернуто к Господу и выражает удивление.

ПРАЛАЙЯВАРАХА (PRALAYAVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Вишну как Вараха сидит в симхасане со свешенной правой ногой.
РУКИ
Четыре. Две руки держат раковину и колесо, передняя правая в позиции защиты, в то время как передняя левая лежит на бедре.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Она сидит на том же пьедестале, что и Вараха, со свешенной правой ногой. Она несёт голубой лотос в левой руке, правая рука лежит на пьедестале.


Варахи