СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
жесты и положения рук

Абхайя-мудра (Abhvaya)
Жест, обозначающий Одобрение («подойди ко мне без страха») и Гарантию Безопасности — в стоячей или сидячей позе. В этом положении рука согнута с локте и поднята, ладонь повернута вперед, от лица, пальцы вытянуты вертикально вверх.

Анджали-хаста (Anjali)
Положение рук, обозначающее Приветствие и Почитание. В этом положении ладони рук сложены в форме пустого углубления между ними — совочка, пальцами вверх. Руки сложены таким образом у груди и держатся параллельно земле.

Буддашрамана (Bhuddhasramana)
Положение руки, обозначающее Приветствие. Рука держится на уровне головы, ладонью вверх, все пальцы совершенно вытянуты.
Это мудра Васудхара (Vasudhara) и Ушнисавиджайа (Usnisavijaya).

Бхуспарса, или Бхумиспарса-мудра (Bhusparsa, Bhumisparsa)
Положение «Касающийся Земли», знак клятвы Землей. В этой позиции, в сидячей позе, правая рука находится над правым коленом. Левая рука, вытянутая вниз (все пальцы также направлены вниз), касается лотосового пьедестала. Это характерная поза Гаутама (Gautama) и Акшобхья (Aksobhya), одного из пяти Дхьяни Будд (Dhyani Buddhas).

Бхутадамара (Bhutadamara)
Положение рук, внушающее Благоговейный ужас. В этом положении запястья перекрещены напротив груди. Это одна из мудр Ваджрапани (Vajrapani).

Ваджрахумкара (Vajrahumkara)
Она символизирует Всевышнего или Вечного Будду. Запястья пересекаются на груди и держат молнию и колокольчик (ваджра и гханта).

Варада, или Вара (Varada или Vara)
Поза рук, символизирующая Наделение Милостью, или Благом. Левая рука вытянута вниз с раскрытой вперёд ладонью.

Висмайя (Vismaya)
Выражает Изумление и Удивление, Гордость и Восхищение. Рука поднята до уровня лба, кисть руки обращена к зрителю тыльной стороной, пальцы раскинуты на манер веера.

Витарка-мудра (Vitarka)
Мудра Спора, Увещевания, Напоминания и Предупреждения; средний и большой пальцы правой руки соприкасаются, указательный выпрямлен вверх, безымянный согнут.
Или указательный и большой пальцы соприкасаются, образуя кольцо. Истальные пальцы вытянуты вверх.

Данда или Гаджа-хаста (Danda-hasta, Gaja-hasta)
Положение «жезла», или «хобота слона». В этом положении рука и кисть выброшены поперек груди и держатся прямо подобно жезлу (данда) или хоботу слона (гаджа).

Джняна-мудра (Jnana-mudra)
В этом жесте концы среднего и указательного и большого пальцев соединены вместе и раположены около груди, ладонь повернута внутрь.

Дхармачакра или Правартана-мудра (Dharmachakra, Pravartana)
Поза руки, проповедующая Закон. Она символизирует провозглашение учения «Колеса Закона». При сидячей позе согнутые кольцом указательный и большой палец правой руки изящно соприкасается со средним пальцем левой, руки расположены напротив груди, левая рука прикрывает правую. Это мудра Гаутамы (Gautama), Дхьяни Будда Вайрокана (Dhyani Buddha Vairocana) и Будды Майтрейя (Buddha Maitreya) — Будды будущего.

Дхьяна, или Самадхи-мудра (Dhyana, Samadhi)
Означает познание истины в состоянии глубокой медитации. При сидячей позе кисти рук положены одна на другую ладонями вверх и покоятся на скрещенных ступнях. Также зовется Йога-мудра (Yoga-mudra).

Йога-мудра (Yoga-mudra)
При сидячей позе кисти рук положены одна на другую ладонями вверх и покоятся на скрещенных ступнях. Это жест медитации и также известен как Дхьяна-мудра (Dhyana-mudra).

Карана-мудра (Karana-mudra)

Картари, или Катари-хаста (Kartari-hasta)
В этой позе кисть держится на уровне плеч. Большой и безымянный пальцы образуют кольцо, указательный и средний пальцы выпрямлены вертикально и раздвинуты, выглядят при этом подобно рогам оленя, символом которого может считаться эта хаста.

Катака-хаста, или Симхакарна-мудра
(Kataka-hasta, Simhakarna-mudra)

Концы пальцев соединены с большим пальцем в форме кольца. Предназначена для того, чтобы ежедневно вставлять свежие цветы в руку бодества для созерцания.

Катьяваламбита-хаста (Katyavalambita)
Это положение покоя. Рука (от кисти до плеча) опущена свободно, кисть расположена на талии. Также называется Кати-хаста (Kati-hasta).

Кшепана (Ksepana)
Это жест для разбрызгивания амброзии. В данном положении рук кисти соединены ладонь к ладони, концы указательных пальцев соприкасаются и направлены вниз в сторону сосуда, содержащего нектар. Это мудра Намасангити (Namasangiti).

Лола-хаста (Lola)
Cвободно свисающая рука в позе раскачивания, её изгиб в локте и кисть напоминают форму коровьего хвоста.

Намаскара мудра (Namaskara)
Это позиция Поклонения и Молитвы. Две руки держатся напротив груди, ладонь к ладони, в позиции молитвы.

Патака мудра (Pataka)
Жест простертой руки, словно несущей знамя — мудра победы.

Симхакарна-мудра (Simhakarna-mudra)
Смотри Катака-хаста.

Сучи-хаста (Suchi-hasta)
Увещевание, Напоминание и Предупреждение; средний и большой пальцы правой руки соприкасаются, указательный выпрямлен вверх, безымянный согнут.

Тарджани (Tarjani)
Указательный палец указывает на объект, находящемся вверху. Она также используется для выражения Предостережения и Наказания кого-либо.

Тарпана-мудра (Tarpana)
Поза Уважения и Почтения. Рука держится на уровне плеч. Ладонь повернута к груди, пальцы слегка изогнуты, кончики пальцев направлены в сторону плеч. Это мудра Намасангити (Namasangiti).

Уттарабодхи (Uttarabodhi)
Это поза Совершенства. В ней все пальцы сплетены, ладони соединены вместе, концы больших и указательных пальцев соединены и вытянуты вверх.

Харина-мудра (Harina-mudra)
В этом положении кольцо образуется соединением большого пальца со средним и безымянным пальцами. Указательный и мизинец держатся прямо.

Чин-мудра (Chin-mudra)
В этой позиции концы большого и указательного пальцев соединены друг с другом в форме кольца, в то время как остальные пальцы держатся открытыми. Ладони обращены вверх. Это позиция Учения, или Изложения учения. По этой причине она также зовется Вьякхьяна-мудра (Vyakhayana-mudra), или Сандаршана-мудра (Sandarsana-mudra).

Шанти (Santi)
Подобна Абхайя.