Peter Greif На главную К списку на букву "С" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Семь свободных искусств

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
лат. "Artes liberates
Традиционный курс светского обучения в средние века. Уже в эпоху поздней античности они объединялись в группу. Они отделялись, с одной стороны, от философии - "матери" всех их, а с другой - от технических (или механических) искусств, таких, как архитектура и земледелие, которые были сферой деятельности ремесленника или работника физического труда. Они делились на две группы: trivium [лат. - тривий] - учебный цикл из трех словесных наук (грамматика, логика (или диалектика) и риторика) и quadrivlum [лат. - квадривий] - учебный цикл из четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Их визуальные образы были описана в трактате V века "De nuptis Philologiae et Mercurii" [лат. - "Свадьба Филологии и Меркурия"] римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись женщинами - каждая с соответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известных представителей ее сферы. Классификация Марциана использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые из ее первоначальных элементов сохранились в эпоху Ренессанса и позже. Средневековая Церковь считала свободные искусства "оружием против еретиков", и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями (см. ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ). В итальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить в надгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другой живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV-XVI веков. В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва - покровительница искусств и наук - может представлять художника собравшимся свободным искусствам. Исторические личности этих искусств могут изображаться самостоятельно как символы этих искусств; тогда у них те же атрибуты, что и у соответствующих женских фигур, олицетворяющих эти искусства: Риторику обычно символизирует Цицерон; Логику - Аристотель (который может держать экземпляр своей "Этики", как это изображено на фреске Рафаэля "Афинская школа"); Грамматику - либо Лрисциан, грамматик императорского двора в Константинополе (нач. У1 в.), либо Донат (IV в.), чей трактат "Ars Grammatica" [лат. - "Искусство грамматики") стал основой средневековой грамматики; Геометрию - Евклид, держащий циркуль; Арифметику - Пифагор, который может также служить олицетворением Музыки, как указание на ее математические основы (Музыка иногда представлена Тувалкаином (Быт., 4:22), потомком Каина, которого средневековая традиция считала изобретателем музыки и который держит музыкальный инструмент); Астрономию - александрийский астроном Птолемей (которого нередко путают с представителями египетских царских династий, носивших то же имя, и который по этой причине может изображаться с короной на голове).
Искусства в качестве безымянных женских фигур изображаются следующим образом.
Грамматика - основа всех других; у ее ног два ученика, склонившие свои головы над книгами. В готическом искусстве она все еще может иметь ПРУТ, которым наделил ее Марциан, дабы телесно наказывать. В XVII веке она принимает новый вид - женщины, поливающей саженцы и, возможно, держащей ленту с надписью: "Vox litterata et articulata debito modo pronunciata" [лат. - "Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая"] - определение, заимствованное у античных грамматиков и цитируемое в "Иконологии" Рипы - иконографическом справочнике XVII века.
Логика держит ЗМЕЮ, иногда двух, или ее рука лежит на гнезде гадюк. Или она держит СКОРПИОНА или ЯЩЕРИЦУ, которые заменяют змею. Марциан характеризует ее по-латыни "involutus", что значит "закрученная". Но это слово означает также "окутанная тьмой". Посему средневековье иногда изображало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобы символизировать ухищрения софистики. В эпоху Ренессанса она может держать ВЕСЫ, чтобы взвешивать истинное и ложное, или ЦВЕТЫ или расцветающую ветвь. Логика может изображаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу и погруженной в дискуссию.
Риторика была наделена Марцианом воинственным характером, и в эпоху Ренессанса у нее может быть МЕЧ и ЩИТ. Но обычным ее атрибутом является КНИГА, возможно, озагдавленная "Cicero" [лат. - "Цицерон"]. Она может держать также СВИТОК, иногда лишь частично развернутый.
Геометрия (по-гречески означает измерение земли) имеет в качестве атрибута шар (земной глобус) (см. ДЕРЖАВА) и ЦИРКУЛЬ (измерительный); которым она в данный момент может его мерить (См.т.ж. Астрономия). Иногда у нее могут быть другие инструменты: УГОЛЬНИК и ЛИНЕЙКА.
Арифметика. Со времен позднего средневековья у Арифметики скрижаль (ДОЩЕЧКА), исписанная цифрами, на которой она может писать. Или - реже - она держит АБАК. Как и у Геометрии, у нее может быть ЛИНЕЙКА.
Астрономия (некогда часть более широкой области астрологии) имеет (со времен Марциана) шар (ДЕРЖАВА) - собственно небесный глобус, на котором нанесены созвездия, но далеко не всегда он различим как таковой. Подобно Геометрии, она может измерять его сферическим ЦИРКУЛЕМ. У нее имеется СЕКСТАНТ, первоначально использовавшийся для измерения звезд, и иногда армилярная СФЕРА. Астрономия является также сферой Урании (одной из девяти МУЗ), у которой те же атрибуты.
Музыка по традиции предстает в виде женщины, играющей на музыкальном инструменте. В средние века у нее набор из трех или четырех колокольчиков, по которым она ударяет молоточком. Позднее ее инструментами могут быть портативный ОРГАН, ЛЮТНЯ, ВИОЛА или скрипка. Некоторые из них являются также атрибутами ЦЕЦИЛИИ. У нее может быть ЛЕБЕДЬ (из-за легенды о его песне). Как часть этой серии персонажей Музыка иногда может представляться ОРФЕЕМ, приручающим своей игрой животных.
См.т.ж. ФИЛОСОФИЯ, которая стоит над свободными искусствами.

Peter Greif / February 24, 2006 4:27

greif@sky.ru