Peter Greif На главную К списку на букву "П" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Положение во гроб

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
(Мф., 27:57-61; Мк" 15:42-47; Лк., 23:50- 55; Ин., 19:38-42).
Эпизод Страстей описанный всеми евангелистами. Имело место после перенесения тела Христа и в присутствии тех же персонажей. Иосиф Аримафейский, взяв тело, "обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф). Иоанн упоминает, что Иосифу помогал Никодим (см. Никодим; Христос, наставляющий Никодима), принесший смирну и елей, чтобы умастить тело. Он добавляет, что гробница была в саду близ места распятия. Композиционно вариабелен. Действие идет перед пустой нишей, или внутри гробницы (через выход которой видна местность). Живопись итальянского Возрождения (равнодушная к литературному основе) основывалась на античных рельефах: простые прямоугольные саркофаги на открытом месте, тело Христа покоится на плащанице. Иосиф, более старший по возрасту и рангу, держит полотнище у головы, а более скромный по виду Никодим - в ногах. (редко - наоборот.) Дева Мария и апостол Иоанн стоят рядом с телом. Если Дева Мария наклоняется поцеловать лицо Христа, то Иоанн иногда поддерживает ее. Мария Магдалина может обнимать ноги Христа, которые при его жизни она обтирала своими волосами в знак раскаяния (Лк., 7:36-50) или она стоит с воздетыми руками - жест, выражающий горе. Возможно присутствие других святых жен. Когда сюжет трактуется более как молитвенный образ, нежели как евангельская иллюстрация, место людей могут занять ангелы (в особенности в искусстве Контрреформации, где ангелы встречаются несущими тело к гробнице или опускающими его в гроб). Как звенья в общей концепции Положение во гроб и Воскресение могут объединяться: в нижней половине мы видим обычную группу персонажей у гроба, а в верхней - воскресшего Христа, часто в сопровождении ангелов, держащих инструменты Страстей.

Peter Greif / March 3, 2006 10:50

greif@sky.ru