Peter Greif На главную К списку на букву "М" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Мандрагора

Синонимы

--

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки

БРЭФ

Мандрагора

(Mandragora Juss.) — род растений из семейства пасленовых (Solanaceae). Это — многолетние травы, растущие по берегам Средиземного моря (преимущественно в Греции) и на Гималайских горах. На подземном, мясистом, крупном, ветвистом, редькообразном корневище этих растений развиваются овальные или ланцетные листья и многочисленные пазушные цветки, сидящие на длинных ножках. Цветок обоеполый, состоящий из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездной, многосеменной завязью. Плод — ягода. Всех видов М. насчитывается до 4, из них М. officinalis Mill., M. vernalis, весенняя M., и M. automnalis (осенняя М.) распространены в Европе по всему побережью Средиземного моря; эти виды известны были в глубокой древности; корневища их употреблялись как амулеты и приворотное зелье. Крупные, мясистые корневища часто посередине разветвляются на две части и, будучи покрыты нежными волосистыми корнями, принимают некоторое подобие человеческой фигуры, вследствие чего Колумелла называл их planta semihominis (трава-получеловек), а Пифагор — a,nFrwpomo,rfh (человекоподобное растение).

С. Р.

Мандрагора Символ Великой Матери, дарительницы жизни. Заговорное растение. Эмблема Цирцеи. В ев-
рейском символизме мандрагора олицетворяет зачатие и плодовитость, а также обладает волшебной силой и применяется при колдовстве.

Мандрагора символизирует обман, безумие, помрачение, сонливость, наркотическое состояние, сумеречность сознания; пророчество, магию, волшебство, колдовство, дьявола; глупость; готовность ответить на удар; обособленность, редкость, замкнутость души; Любовь, счастье, мужскую основу, пуповину, потенцию, плодородие...
Мандрагора лекарственная - в древности и в Средние века считалась растением чудодейственным и колдовским; усиливающим мужскую потенцию, приносящим счастье в любви, богатство, успокаивающим боль, усыпляющим средством, наркотиком (в древности, как известно, мандра-
гору применяли при хирургических операциях). Вместе с тем мандрагора обладала репутацией магического растения, была непременным атрибутом дьявола, и, соответственно, орудием колдунов и чернокнижников. В Греции мандрагора называлась: "Kirkaia" т. е. растение колдуньи Кирки-Цирцеи, которая согласно "Одиссее" Гомера, превращала людей в животных - причем, делая это с помощью настоя из мандрагоры, смешанной с маком, медом, вином и творогом
Мандрагора - любовь, плодовитость. В Египте - символ любви и приворотное зелье; в Греции - атрибут Афродиты Мандрагорской. "Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблони; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный" (Песнь Песней 7: 12-14).
Мандрагора - средство от бесплодия. Эта слава о целительных свойствах мандрагоры пошла ещё от Рувима и Лии, которая уже потеряла способность рожать, но проведя ночь с Иаковом, родила сына (Бытие 30: 14-18). "Не существует средства лучшего для того, чтобы женщина зачала плод, нежели напиток из мандрагоры... Если бы не этот напиток, то бесплодной осталась бы королева Франции, а также многие из знатных женщин в том государстве" ( "Мандрагора" Н. Макиавелли).
Мандрагора - атрибут богов подземного царства: Зевса Мандрагорского и Гекаты. Существует народное поверье, что когда мандрагору выкапы-
вают из земли, она плачет и стонет. Причем, слышать эти звуки крайне опасно, если ты при вырывании мандрагоры не залепишь себе уши воском, то можешь умереть, или стать безумным. Пока мандрагора находится в земле, она принадлежит демонам, нечистой силе; будучи же выкопана, вырвана из земли - полезна человеку. Вырывать мандрагору из земли следует ночью, при свете Луны, причем в присутствии черной собаки, которая привязана шнурком к растению. В Средние века было поверье, что мандрагора обычно растет под виселицей и удобрена спермой повешенных. "Вскрикивает, как мандрагора, вырываемая из земли, и крик этот - отзвук криков смертников ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира).
Мандрагора - снотворное средство, наркотическое, известное у античных греков, как "Appolinaris", потому что жрица-пифия Дельфийского оракула, посвященного богу Аполлону, перед своими пророчествами обычно пила настой мандрагоры. "Дай мне кубок мандрагоры (... ) чтобы я могла заглянуть в будущее и заснуть навеки" ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспира).
Корень лекарственной мандрагоры - алрауна, которая напоминает человеческую фигуру (греч. "Anthropomorphos"); обычно этот корень обрабатывают так, чтобы он напоминал обнаженного человечка. Из корня делают амулеты, которые, как убеждены многие, приносили и приносят счастье, вызывают взаимность у предмета любви и обладателя амулета.
Мандрагора - любовное яблоко, плод мандрагоры, напоминающий яблоко, желтого цвета, очень душистое. Его аромат, по мнению одних, неприятен; по мнению других - вызывает сексуальное влечение. Плоды мандра-
горы считались эффективным средством против бесплодия, в малых дозах способствовали любовному возбуждению, в больших же - вызывали безумие.
Мандрагора оглупляющая - так её называли порой античные герои. Вплетенная в венки женщин - "morion", - она заставляла совершать безумства во время вакхических оргий. Характерно, что "мандрагорой" в разные времена называли разные растения: мелон, трюфель, розу, лилию, малину, жасмин, ежевику; а позже - орхидеи. Речь, как правило, шла о растениях, чей аромат мог считаться сексуальным возбудителем. В Польше, где мандрагора никогда не росла, некие её качества придавали крапиве, выросшей в високосный год.
Мандрагора в фольклоре - черный чертенок с распущенными волосами.
Мандрагора - основа мужская, хотя известно, что корень её - алрауна, бывает и мужским, и женским.
В алхимии мандрагора, растение, приносящее счастье.

(бот. Mandragora officinarum) растение высокого символического значения. Его разветвленный корень (особенно после некоторой обработки) напоминает человеческую фигуру и вплоть до Нового времени высоко почитался как альраун (волшебный корень). В соответствии с традиционным учением о признаках (согласно ему внешние черты указывают на целительную силу) он несёт божественный знак "целостного человека" и потому рассматривался как род универсального целительного средства. В действительности мандрагора как представитель пасленовых содержит несколько ядовитых веществ (гиосциамин, атропин, скополамин и др.), которые могут вызывать галлюцинации. Поэтому оно играло большую роль в "ведьмовых мазях" и стало символом всякого рода тайных искусств.

Согласно сказанию, оно вырастало под виселицей из спермы повешенного и могло быть извлечено из земли только при соблюдении особых мер предосторожности. Говорили, что при этом оно испускало смертельный, душераздирающий крик, отчего вырвать его из земли можно было только с помощью собак, которые при этом должны были умереть. Вероятно, подобные сюжеты призваны были повысить ценность корня альрауна, и благодаря этому росла, конечно. вера в его магическое действие. Как свидетельствуют многочисленные сказания, ею одновременно высоко ценили и боялись. В античности он был символом волшебницы Цирцеи, у евреев - известным средством от бесплодия (см. Слон), вообще он рассматривался как указание на силы, с которыми человек должен обращаться лишь с величайшей осторожностью. Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. Это верование объясняется подобием корня мандрагоры человеческой фигуре.

Мандрагора была также названием души дьявола, которая появлялась в виде маленького черного человека, безбородого, с нечесаными волосами (8).
В бытовой символике мандрагора представляла отрицательные и мелкие стороны души.

Средиземноморское наркотическое растение семейства пасленовых с клубнеобразным корнем, напоминающим человеческую фигуру; ему приписывали магическую силу и повсеместно связывали его с колдовством и черной магией. В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия; как средство, усиливающее половое влечение в Египте; как средство, способствующее зачатию, в Израиле; как возбуждающее травяное снадобье в Риме. Суеверия, связанные с мандрагорой, привели в средневековые времена к идее, что, когда растение выкапывают, оно кричит так пронзительно, что можно умереть от ужаса. "Стоны мандрагоры чудовищны и сведут меня с ума", - говорит шекспировская Джульетта ("Ромео и Джульетта", 4:3; 1595 г.).

Легенда о том, что мандрагора вырастает из семени повешенных убийц, иллюстрирует переход от идеи, что растение в форме человека могло приносить магическую пользу, к идее, что оно представляет демонические силы.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Мандрагора в виде женщины. Р. Шёффер. Сад здоровья, 1485 г.

ал-Бируни в "Книге о лечебных веществах" в разделе, посвященном мандрагоре, появляются неожиданные сведения о ядовитом растении, из которого зинджи готовят яд и используют его во время охоты на слонов. Ядовитое растение зинджей не названо мандрагорой, но появление его в этом разделе не случайно. На арабском Востоке плоды мандрагоры именовались "яблоками демона" и относились к числу ядов; считалось, что ее семена смертельны, а запах убивает (впрочем, противопоставление западных и восточных представлений в данном случае весьма условно, так как, например, ал-Бируни ссылается на греческого автора Диоскорида). Говоря о различных ядах, Ибн Сина упоминает и отравление мандрагорой; ее яд вызывает онемение226. Эффект отравления мандрагорой сравнивается им с отравлением дурманом или опием. (auaf)

Принято думать, что вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии имели глубокие корни (212).

В таких случаях обычно ссылаются на библейское предание о мандрагоровых яблоках (евр. дудаим), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль (Бытие. 30:14-23).
/Цитата на иврите/
"Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мадрагоров сына твоего".

Считается также, что об этих же плодах говорится в Песне Песней (7:14).

Как именно используется дудаим, не ясно. Столь же не ясно, о мандрагоре ли вообще здесь идет речь.

Известно, что автор "Физиолога" использовал цитаты из Библии в греческом переводе Семидесяти толковников. Именно в этом переводе слово "дудаим" обозначено как "мандрагора". Насколько корректным было это отождествление?

Поразительным образом Феофраст, описывая мандрагору, ничего не сообщает о плодах этого растения, но все внимание посвящает корню и листьям:
"Корень, натертый и вымоченный в уксусе, помогает от рожи, подагры и бессонницы и употребляется для любовного напитка" (Феофраст. IX. 9. 1).
Снотворная сила мандрагоры такова, что, принятая в большой дозе, она приносит смерть {Феофраст. Причины растений. VI. 4. 5).

Плиний, повторяя сведения Феофраста, добавляет, что запах листьев мандрагоры так силен, что люди лишаются дара речи; кто же вырвет ее с корнем, тому грозят ужасные беды. Плоды мандрагоры используются как наркотическое средство; их свежий сок, по мнению Плиния, ядовит.

В "Физиологе" ясно говорится о дереве с плодами, но не о траве. Очевидно также, что с раем соотносится древо, но никак не хтонический корень, сулящий сон и забвение.

Античным врачам было известно, что мандрагора в больших количествах вызывала странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В более крупных дозах мандрагора оказывает снотворное действие и вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Одним словом, мандрагора является наиболее древним анестезирующим средством. В качестве снотворного и обезболивающего средства она была известна и знаменитому Диоскориду, греческому военному врачу в армии Нерона.

В "Метаморфозах" Апулея имеется история о добродетельном враче, который продал преступнику вместо смертельного яда снотворное снадобье, "мандрагору, знаменитую своими наркотическими свойствами и причиняющую глубокий сон, подобный смерти" (Апулей. Метаморфозы. X. II).

Та же самая характеристика мандрагоры дана и Плутархом: "Общепризнано, что сон происходит вследствие охлаждения, и большинство охлаждающих средств являются снотворными: таковы мандрагора и маковый сок. Но это средства сильнодействующие, они вызывают застывание и оцепенение, а вино, отличаясь от них по силе воздействия, прохлаждает с приятной постепенностью и успокаивает чрезмерное движение" (Плутарх. Застольные беседы. III. 5. 2).

"Мандрагорою врачи наводят сон, и опиумом успокаивают жестокие боли в теле" {Василий Великий. Шестоднев, с. 82).

Усыпляющая сила мандрагоры выглядит несовместимой с одновременно приписываемым ей противоположным качеством сильно возбуждающего средства.

Комментаторы обычно пишут следующее: мандрагоровые яблоки или яблоки любви - плод растения из семейства пасленовых с маленькими белыми или розовыми цветами, длинными корнями и с небольшими желтоватыми яблоками. Своим запахом это растение может одурманить человека. Из него изготовляли питье, которое будто бы возбуждало любовь и давало чадородие (213). Это растение не имеет стебля. Очевидно, что мандрагоровое дерево с его плодами и корень, добываемый особым образом из земли, являются разными растениями, что делает сомнительными современные спекуляции об амбивалентном характере свойств, приписываемых мандрагоре (214). Скорее всего, усыпляющее и возбуждающее свойства мандрагоры должны соотноситься с разными растениями. Однако терминологическая путаница и покров тайны, связанный с магией растений, не позволили даже самым добросовестным древним авторам выяснить существо дела. И сегодня не совсем ясно, с каким реальным растением идентифицировать встречающееся в древних и средневековых текстах название "мандрагора".

С этой проблемой столкнулся в XI в. исследователь-практик ал-Бируни, вполне осознававший относительно условный характер терминологии лекарственных веществ, принятой в разных традициях.

Вернемся к вопросу: какими плодами возбуждали жар желаний слоны?

Не претендуя на окончательное решение, можно предположить, что в "Физиологе" и в истории о соперничестве Лип и Рахиль речь шла о плодах дикого лимона.

В связи с этим особый интерес приобретают сведения Феофраста о "мидийском яблоке".
"В странах восточных и южных по преимуществу имеются и растения, и животные, свойственные им одним. В Мидии, например, и в Персии растет, между прочим, еще и так называемое "мидийское" или "персидское яблоко" (прим. Лимонное дерево - Citrus medica L.). Листья у этого дерева похожи на листья земляничного дерева, почти одинаковой величины с ними, а колючки такие, как у груши или пираканты, гладкие, очень острые и крепкие. Яблок с этого дерева не едят, но они очень ароматны, так же как и его листья. Если такое яблоко положить в сундук с одеждой, то оно сохранит ее от моли. Оно полезно и на тот случай, если кто-нибудь выпьет смертельного яда: его дают с вином, оно вызывает расстройство желудка и выводит яд (215). Оно же делает дыхание благовонным. Если сварить его мякоть в соусе или выжать во что-нибудь, влить в рот и проглотить, то запах изо рта становится приятным. [...]. Плоды оно приносит круглый год: одни снимают, другие зреют, а дерево в это время стоит в цвету. Из цветов дают плод те, у которых, как мы говорили, торчит из середины как бы веретено: те, у которых этого нет, бесплодны" (Феофраст. IV. 4. 2-3).

"Мидийские яблоки" источают тонкий аромат (216).

С учетом этих сведений, приобретает ясность пассаж из Песни Песней:
/цитата на иврите/
"Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный".

"Мидийские яблоки" или цитроны были известны ал-Бируни в передаче Диоскорида: "Туффах ма'и* [...]. Относительно его сущности Диоскорид (217) говорит, что это цитрон, он плодоносит круглый год, плод его продолговатый с неровной наружностью, цвет у него золотистый, запах приятный, а семена, находящиеся внутри, похожи на семена груши" (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 216).

В другой статье, посвященной цитрону, ал-Бируни сообщает: "В Шуше Ахваза есть душистое вещество для нюхания, известное под названием пандж ангушт, это высохшие и сморщенные цитроны, похожие на ладонь и пальцы; у них очень острый запах, и их возят [всюду], куда только можно" (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 13).

И если относительно вида плодов дудаим, которые выпросила Рахиль у Лии, еще можно было бы сомневаться, то благовонные плоды дудаим из Песни Песней, несомненно, являются цитронами (Citrus medica L.), поскольку они благоухают. И последнее: дикое лимонное дерево действительно цветет круглый год, что и могло повлиять на представление о его особом влиянии при зачатии. Средиземноморская мандрагора со своим удивительным корнем здесь ни при чем.
* Калька греч. //////// - "мидийское яблоко", означающее цитрон Citrus medica L.

 

 


Peter Greif / September 25, 2006 18:26

greif@sky.ru