Peter Greif На главную К списку на букву "Л" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Ласка

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
? биол. Putorius vulgaris Rich / Лат. mustela / греч. ////
Хищное млекопитающее из сем. куничных или хорьковых. Живет на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населенных мест. Очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и кровожадностью и является опасным врагом для всех мелких животных.
Олицетворение такиих качеств как быстрота, ловкость и проворство, образ смертоносного язещества и грации. Может разделять символику соболя, хорька и горностая.
Античность
Объясняя причины почитания животных египтянами, указывает на иносказательность некоторых образов: "…чтили также аспида, ласку и скарабея, так как усматривали в них некое слабое подобие божественного могущества, как в каплях - отражение солнца. До сих пор многие думают и рассказывают, что ласка зачинает через ухо, а рождает - через рот, и что это - подобие рождения слова".
(Плутарх Об Исиде и Осирисе. 74).

Сведения Плутарха следует принять за исходное сообщение: многие античные авторы разделяли мнение о том, что ласка рождает ртом.

Элиан пишет, что ласка рождает через ухо (О природе животных. II. 55).

"…находятся люди, утверждающие, что вороны и ибис спариваются ртами и что из четвероногих ласка рождает через рот. Это говорят и Анаксагор, и некоторые другие натурфилософы: высказывания - очень наивные и необдуманные. Насчет птиц они сделали ошибочное заключение из того факта, что спаривание воронов наблюдается редко, а общение друг с другом клювами - часто: его проделывает вся воронья порода, что можно наблюдать на прирученных галках. То же самое делают и голуби, но, так как их можно видеть спаривающимися, эта сказка их не коснулась. Что касается вороньего рода, то он не склонен к любовным делам, так как мало плодовит; однако и у них наблюдалось спаривание. А что натурфилософы не сообразили, каким же образом семя достигнет матки, проходя через желудок, который все переваривает как пищу, - это, по меньшей мере, странно. Матки имеют и эти птицы, и яйца у них видны под диафрагмой; так же и ласка, подобно всем прочим четвероногим, имеет такую же матку, как и они. Каким же путем придет из нее зародыш в рот? Представление это создалось благодаря тому, что ласка родит совсем мало, как прочие многопалые, а ртом пользуется для переноса детенышей".
(Аристотель О возникновении животных. III. 6. 757а)277.

Объяснение Аристотеля делает бесперспективным поиск какой-либо мифологической глубины и божественных смыслов, заключенных, по мнению Плутарха, в образе ласки.

"Такой превосходный ум в таких напыщенных выражениях высказывает суждения, столь малопоследовательные, столь далекие от здравого смысла. Несказанно дивишься, слыша, как он изрекает: ласка, мол, которая зачинает через ухо, а рождает через рот, - это символ речи, происходящей именно таким образом; слепого крота чтут, потому что первозданная темнота предшествовала свету" и т. д
(Шарль де Бросс, французский ученый XVIII в.)
Библия
Причисляется к нечистым животным.
Христианство
"Физиолог говорит о ласке, что она имеет такое свойство: ртом принимает от самца и, зачав, рождает ушами. Но плохо, что рождают из слуха" (Физиолог с.139) 275.

"Законы велят; "не ешь ласки и того, что подобно ей". Нравоописатель сказал о ласке, что такой нрав у нее. Семя самца принимает ртом, забеременеет и рождает через уши. Если так, то худо она рождает. И теперь есть, которые слышат ушами слово жизни в церкви, едят небесный хлеб и пьют духовное питье, а когда выходят вон, они извергают то слово из ушей, как сказал Давид: уподобляются "змее и ехидне, которая затыкает свои уши и не слышит голоса искусного заклинателя" (Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXIV).

"Ласка (////)276. Ласка рождает [детенышей] через ухо, или, как утверждают другие, через рот. Ласка ест руту, когда сражается со змеей, так как змея боится этого [растения]. Более того, змеи, поедающие друг друга, - смертоносны. Но [змеи] боятся человеческой слюны".
(Тимофей из Газы 39. 1-3).

"Falso autem opinantur qui dicunt mustelam ore concipere, aure effundere partum".
"Неверно полагают, когда говорят, что ласка зачинает ртом и ухом рождает детенышей"
(Исидор Севильский. XII. 3. 3).

Средневековый английский автор Андхельм в своей книге под названием "Загадки" использовал единственный сюжет из "Физиолога" - историю о ласке.
В средневековых бестиариях говорится, что зная свойства множества трав лечит детёнышей с помощью руты.
Традиционный враг василиска (олицетворение зла) и потому означает победу Христа над Сатаной.
Литература
Аристотель. О возникновении животных. III. 6. 757а.
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 74.
Элиан. О природе животных. II. 52.
"Физиолог", с. 139.
Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXIV.
Тимофей из Газы. О животных. 39. 1.
Исидор Севильский. Этимологии. XII. 3. 3.
Aldhelmi Opera. (MGH, p. 135).
Английский бестиарий, л. 31 об.
Dicta Chrisostomi, л. 53 об.
Филипп Танский. Бестиарий. 1217-1228.
Pierre de Beauvais. Bestiaire d'amour. II. 148.


Peter Greif / March 1, 2006 2:23

greif@sky.ru