Peter Greif На главную К списку на букву "Л" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Лао-цзы

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
Китайский философ, живший в VI в. до н.э. Род. предп. в 604 г.
Фамилия его Ли,
детское имя Эр,
в зрелом возрасте он назывался Бо-янь,
посмертный титул Дань.
В сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань.
О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка империи, решил удалиться от двора в уединение. Когда он прибыл в Гуань, то начальник горного прохода Инь-си сказал ему: "прежде чем ты скроешься, прошу тебя написать для меня книгу". Лао-Цзы сочинил тогда Дао-дэ- цзин (трактат о пути и добродетели) после чего удалился, и никто не знает, что с ним сталось.
Под влиянием даосской религии, его жизнеописание развилось в целую эпопею.
В Шэнь-сянь-чжуань (трактат о духах и бессмертных, соч. Хо-гун'а, IV в. по Р. Хр.) рассказывается:
что мать носила его во чреве 62 года (вар.: 72, 81),
что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы (старый мальчик).
Ли-цзи и Цзя-юй (конфуцианство), Сы-ма-цянь и Чжуан-цзы (даосизм), утверждают, что у Лао было свидание с Конфуцием (ок. 517 г. до н.э.), причем из разговора этих мудрецов определилась противоположность их учений.
Легенды об исчезновении повествуют, что он жил отшельником в хижине на уединенной горе и достиг уже глубокой старости, когда однажды оседланный буйвол пришел к его дверям и остановился в ожидании. Едва Лао-Цзы сел на седло, как животное помчалось к западу и унесло философа навсегда.
С течением времени занял одно из видных мест в даосском пантеоне и является предметом поклонения под именем Лао-цзюня, сливаясь с одним из лиц троицы Сань-хуан.
В культе даосизма представлен массой изображений, относящихся ко всем фактам его эпопеи.
Краткость и неточность сведений о Лао-цзы дают основание некоторым ученым сомневаться в самом его существовании.
Сы-ма-цянь упоминает о двух соименниках, отличаемых им о т самого Лао-Цзы, также философах:
один из них - современник Конфуция, автор 15 трактатов о школе дао, проживший 160 (вар.: 260) лет;
другой, по фамилии Дань - историограф Чжоусской династии; умер спустя 129 лет по смерти Конфуция.
"Причисляющие себя к доктрине Лао-Цзы порицают доктрину ученых, т. е. конфуциантов, а последние бранят Лао-Цзы, который учил, что трансформация является естественным порядком вещей и что абсолютная бездеятельность и совершенствование происходят с необходимостью из состояния чистоты и покоя". (Сы-ма-цянь)
В русской литературе В. П. Васильев, при общем скептическом направлении, не высказывает определённого взгляда на Лао-Цзы. Он то считает его жившим позднее Чжуан-цзы, то вовсе не признает Лао-Цзы исторической личностью.
Сочинение Лао-Цзы заключает в себе около 5000 иероглифов. Разделенный в начале на две части, позднее был подразделен на главы; одно из древнейших и наиболее распространенных делений считает 82 главы.
Характер предмета, отсутствие связи между отдельными частями трактата и запутанный язык, вместе с мистицизмом и поэтическими оборотами в изложении, делают понимание его чрезвычайно трудным, как для туземных ученых, так и для европейских синологов.
Основным положением Дао-дэ-цзина является выяснение понятия дао, равносильного которому в европейских языках не существует. Синологи переводят его различно, но все соглашаются, что эти термины не идентичны с дао:
путь Julien,
путь разум и слово Chalmers,
????? в смысле неоплатоников Legge),
natura Watters;
??????? R. Douglas.
Дао является и мировой материей,
и мировой силой,
и мировым разумом,
и абсолютной простотой,
и бездеятельностью,
началом и концом всего существующего.
Весь мир произошел из дао и существует благодаря взаимодействию двух сил природы: положительной (янь) и отрицательной (инь).
Человек составляет проявление того же дао,
его тело - часть мировой материи,
а душа - часть мирового разума;
последняя бессмертна по отношению к телу, но теряет свою индивидуальность в абсолютном дао.
В практической жизни руководящим идеалом должна служить простота и несложность правил:
самопознание и самоограничение,
свобода от эгоистических побуждений и любовь ко всем, вплоть до предписания за зло платить добром.
Бездеятельность, являясь идеалом жизни человека, вызывает желание покоя и уничтожение стремления к познанию внешнего мира.
Благо общества покоится на неведении, и правители должны держать народ вдали от знания и свободным от всяких стремлений к нему, а если бы кто-либо оказался имеющим знания, то обязанность правителей состоит в том, чтобы лишить такого человека возможности обнаруживать свои знания.
Многие пункты учения Лао-Цзы доселе остаются ещё невыясненными.
Раньше в европейской литературе существовали о нем совершенно превратные понятия.
Некоторые римско-католические миссионеры около 200 лет назад находили удивительное сходство между многими страницами Дао-дэ-цзина и св. Писанием.
Montucci, в Берлине, ещё в 1808 г. говорил, что никто, читавший труд Л., не может сомневаться в факте, что Троичность лиц в Боге была известна китайцам за V в. до Р. Хр. Даже Abel Remusat, в своих "Memoires sur la vie et les opinions de Lao-tze" (1823) защищал мнение, что в 14 гл. Дао-дэ-цзин'а встречается транскрипция слова Иегова. St. Julien опубликованием "Le livre de la Voie et de la Vertu" рассеял эти иллюзии.
Библиография
В. П. Васильев, "Религии В. и очерк истории кит. литературы";
Георгиевский, "Принципы жизни Китая";
Д. Кониси, "Философия Лаоси";
Legge, "Texts of Taoism";
E. Balfour, "Taoism";
Н. A. Giles, "Chuang-tzu".
Перечень всех трудов в "Biblioteca Sinica", H. Cordler.

Peter Greif / March 1, 2006 1:42

greif@sky.ru