Peter Greif На главную К списку на букву "Л" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Лампада

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
Православие
Большие переносные подсвечники, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии.
Подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греч. церкви примикирий, ????????????, primicerius < ????? - воск; cera - свеча).
В церковном уставе - всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами. Этим названием они отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил.
Нет достаточных оснований объяснять употребление светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства:
- необходимость освещать места молитвенных собраний в криптах и катакомбах,
- свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение.
Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.).
Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу.
Обилие света при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме лампад и свечей.
Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для лампад.
Кроме мест богослужебных собраний, лампады в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых.
При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для лампад. Иногда вместо столбиков постаментами служили треножники или канделябры.
Лампады над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи:
- Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest.
Для бытового употребления подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках.
Росси думает, что лампады с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой).
Лампады, подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный лампадами. или свечами.
Такие короны-лампад или лампада-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. ?????. (круг).
В первобытной церкви делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы.
Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества.
Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского.
Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона.
Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы ?.
Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-"доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца.
На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.).
Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых.
Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889).

Peter Greif / March 1, 2006 1:44

greif@sky.ru