Peter Greif На главную К списку на букву "Л" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Лабрис

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
Двойной топор /
Греч. лабрис, восходит к догреческому слову.
Топор с симметрично расположенными по обе стороны топорища лезвиями.
В новейшей феминистской литературе увязывается с фазами Луны, матриархатом и властью матери.
Античность
Само орудие вероятно происходит из Малой Азии и часто изображается в руках амазонок.
Этрусский демон смерти Хару (Харун) носит подобный знак отличия, о котором приходится говорить скорее как о молотке.
Имел большое значение минойской культуре (о. Крит). Его лезвия рассматриваются современными исследователями как символ Луны, а также как указание на "обоюдоострый характер любой власти". Изображения двойного топора (возможно как знак божественной защиты) во множестве встречаются на каменных плитах древнекритских дворцов.
В Греции - это рабочий инструмент плотников; боевого оружия (у Гомера) - противники эллинов.
Как культовый символ с особым значением, вероятно имел изначально вид отшлифованного каменного топора. Согласно Р. фон Ранке-Гравесу, принадлежал титаниде Рее, позже, уже как палица грома, был узурпирован олимпийскими богами и придан Зевсу.
Позже стал инструментом для жертвоприношения животных.
В Риме служил атрибутом бог воинов Юпитера Доликенуса.
Африка
Схожую форму имеют церемониальные булавы западноафриканского народа йоруба, которые носили на танцах в честь бога грома и молнии Шанго.
Ю. Америка
Это справедливо также в отношении
В афро-бразильском ритуале "Кандомбле", обнаруживается культового предмета "оксе", - деревянный двойной топор бога молнии и грома Чангу, вышедшего из культа йоруба. (Э. Каспер, 1988).
Черновые материалы
(греч. лабрис, восходит к догреческому слову) - топор с симметрично расположенными по обе стороны топорища лезвиями. В качестве рабочего инструмента им пользовались плотники, в качестве боевого оружия (у Гомера) - противники эллинов. Он имел особое значение как культовый символ первоначально, вероятно, в виде отшлифованного каменного топора и, согласно Р. фон Ранке-Гравесу, , ^ачала подчинялся титаниде Рее, 11?озже был узурпирован олимпийскими богами и в виде палицы грома приписывался Зевсу. Перед этим он имел большое значение в-культе минойской культуры на острове Крит, причем два его изогнутых в виде полумесяца лезвия позволяют судить о нем как о символе Луны, а также указывают на "обоюдоострый характер любой власти. Знаки двойного топора возможно как свидетельство божественной защиты зданий, вырезали на каменных плитах древнекритских дворцов. Само оружие происходит, по всей вероятности, из Малой Азии и часто изображается в руках мифических амазонок. В новейшей феминистской литературе оно увязывается с фазами Луны и матриархатом, властью матери. Позже он стал инструментом для жертвоприношения животных, а во времена римлян его носил в качестве атрибута бог воинов Юпитер Доликенус. Этрусский демон смерти Хару (Харун) носит подобный знак отличия, о котором приходится говорить скорее как о молотке. Церемониальные булавы западноафриканского народа йоруба, которые носили на танцах в честь бога грома и молнии Шанго, формально также напоминают о двойном топоре древних культов Восточного Средиземноморья. Это справедливо также в отношении культового предмета бога молнии и грома Чангу в афро-бразильском ритуале "Кандомбле", деревянного двойного топора "оксе", причем культы народа йоруба в измененном виде продолжают жить в Новом Свете (Э. Каспер, 1988).
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Двойной топор на голове быка. Античный каменный орнамент. Греция эпохи расцвета Микен
Верхняя часть палицы в виде двойного топора. Такие палицы используются в танцах в честь бога грома Шанго. Народ йоруба. Западная Африка
Иллюстрации
Верхняя часть палицы в виде двойного топора. Культура Йоруба. Западная Африка
Двойной топор на голове быка. Античный каменный орнамент. Греция эпохи расцвета Микен.
o Минойская Велика Мать, богиня держащая двойные топоры.
Лабрис - фаллический символ партеногенетического плодородия. [dkes] / Мелкая пластика / Крит / -- / -- / © / [dkes с.хх]

Peter Greif / March 1, 2006 1:50

greif@sky.ru