Peter Greif На главную К списку на букву "К" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Купидон

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
лат. - Амур; греч. - Эрот.
Бог любви.
Хотя это одна из младших фигур в греческой и римской мифологии, Купидон был широко представлен как в эллинистическом искусстве, так и в эпоху Возрождения и позднее.
Его роль в искусстве имеет во многом символическое значение: он изображается на картинах (хотя и не принимая участия в самих сюжетах) порой как указание на то, что данный сюжет - любовная история. Так, во многих примерах, где девушки оказываются соблазненными Юпитером, Купидон витает над влюбленными; или, когда Адонис берет пояс Венеры, Купидон дремлет под деревом, своим присутствием указывая на то, что помыслы Адониса обращены куда-то в другое место.
Купидон играет с оружием Марса или вырезает лук из дубины Геркулеса, символизируя тем самым, что любовь способна обезоружить сильного.
Часто у него завязаны глаза - и не только потому, что любовь слепа, но как намек на мрак, с которым ассоциируется грех.
Купидон наказан теми, кто разочарован его действиями, особенно Дианой и Минервой, олицетворяющими целомудрие.
Хотя древние греки связывали с Эротом представления о глубочайших, и сильнейших проявлениях человеческой природы, они наделили его малым ростом, и в искусстве он предстает очаровательным крылатым малышом.
В эпоху Возрождения он изображался в виде юноши с крыльями; художники барокко часто превращали его в пухленького малыша.
Его традиционными атрибутами являются лук, стрела и колчан.
Перевернутый и потухший факел, который иногда держит сидящий Купидон, означает, что земные наслаждения прошли. В этом смысле Купидон часто фигурирует в христианской надгробной скульптуре.
Небесный шар (см. ДЕРЖАВА) символизирует универсальность любви.
Колесницу Купидона могут везти, согласно описанию в "Триумфе Любви" Петрарки (см. ТРИУМФ), четыре белые лошади или козлы (хорошо известный символ сексуальности).
1. Воспитание- Купидона. Согласно самой популярной традиции, Купидон был сыном Венеры. Он изображается сидящим над книгой между своей матерью и учителем Меркурием. Обучение богов и героев было популярной темой в эпоху Ренессанса, отражающей интерес к возрождению классической учености.
2. Наказание Купидона. Купидон часто подвергался наказанию за то зло, которое причиняли его стрелы. Венера изображается отбирающей их у него, или она может держать его лежащим поперек у нее на коленях, в ее поднятой руке розги, которыми она стегает его. Естественно, Купидон был мишенью для нимф Дианы, блюстительницы целомудрия. Пока он спит, они выкрадывают, ломают или сжигают его стрелы или стригут его крылья. Минерва - другая богиня-девственница - изображается шлепающей его, таким же образом поступает и Марс, этот бог войны, которого Купидон, однако, чаще побеждает в соперничестве.
3. Купидон, ужаленный пчелой (Феокрит, 19). Эта моральная притча повествует о том, как младенец Купидан был ужален пчелой в тот момент, когда попытался украсть мед из улья. Он прибежал к матери, которая строго сказала ему, что раны, которые он сам наносит другим, гораздо болезненнее. Он показан стоящим, весь в слезах, рядом с Венерой, в руках у него соты дикого меда. Вокруг него летают пчелы. Эта тема может быть частью сюжета "Золотой век" (см. ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА).
4. Эрот и Антерот. Антерот, брат Эрота, был известен в античности. Венере, осознавшей, что ее юный сын остановился в росте, было сказано, что только брат может помочь беде. Таким образом Эрот заполучил брата - Антерота, который стал символизировать любовь взаимную, то есть такую, которая растет и укрепляется. Эрот и Антерот изображаются вместе, они либо борются, возможно, за обладание пальмовой ветвью, либо мирятся и обнимаются. Их борьба означает, как считалось, не раздор, а силу их чувств друг к другу. Ренессансные гуманисты различали два рода любви - небесную, которая росла вместе с размышлениями о Боге, и земную, то есть обычную, мирскую или сексуальную. Как правило, Эрот и Антерот изображаются как две Венеры-близняшки, или близнецы Купидоны. Борьба Эрота с Антеротом символизировала эти два аспекта любви.
5. Амур-победитель. Эта тема родилась из когда-то популярной цитаты из Вергилия: "Omnia vincit Amor" [лат. - "Все побеждает Любовь"] (Экл., 10:69). Изображается это разными способами: (а) Купидон подчиняет себе бога Пана, схватив его за один из рогов. Пан опускается перед ним на одно колено. Поскольку Пан является олицетворением вожделения, Купидон в данном контексте играет более добродетельную роль. Но Пан также персонифицировал универсальную природу (греч. pan - "все", и в таком случае этот сюжет иллюстрирует всеобъятную любовь, (б) Купидон торжествующе стоит среди различных предметов, имеющих символический смысл, - книг, лаврового венка или ветви (ученость и искусства); музыкальных инструментов (любовь); оружия и доспехов (война), (в) Купидон стоит над лежащим без сил воином, которого он победил.
6. Купидон и Психея. Не миф, а более поздняя античная сказка, приводимая Луцием Апулеем (II в. н.э.) в "Метаморфозах" или, иначе, "Золотом Осле" (кн. 4-6). Психея была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой Венеры. Купидон, посланный богиней разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел ее в свой дворец, где посещал ее только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза. Любопытство и страх по отношению к неизвестной внешности своего возлюбленного и уговоры двух ее завистливых сестер побудили Психею взять как-то ночью лампу и посмотреть на него, пока он спал. Но она неосторожно капнула на него горячим маслом, и он проснулся. Разгневанный, Купидон покинул ее, а его дворец исчез. Ища его, Психея скиталась по всей земле, выполняя, казалось бы, невыполнимые задания, поручавшиеся ей Венерой, надеясь тем самым вернуть его. С помощью доброжелательно настроенных муравьев ей удалось рассортировать гору зерна. Из царства мертвых от Прозерпины она получила шкатулку, которую, не сдержав своего любопытства, открыла, - в ней был заключен подземный сон, и Психея уснула. Церера и Юнона тщетно ходатайствовали за нее перед Венерой. В конце концов, Юпитер, тронутый просьбой Купидона, сжалился над Психеей, и она была вознесена на небо Меркурием, вновь соединилась, со своим возлюбленным, и они поженились на праздничном пиру. Ренессансные гуманисты трактовали этот сюжет как философскую аллегорию стремления Души (Психея) соединиться с Желанием (Эрот), результатом чего является Наслаждение (их Потомство). Чаще всего изображается один эпизод этой истории: Психея в своем будуаре держит лампу над спящим Купидоном. Но эта история появляется также в виде цикла сцен - иногда довольно многочисленных - в декоративном убранстве ренессансных дворцов. (См.т.ж. ДУША.)

Peter Greif / March 3, 2006 22:33

greif@sky.ru