Peter Greif На главную К списку на букву "Б" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Ехидна

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
> Гадюка /
Австралия
В символизме аборигенов играет роль лунного зайца, олицетворяя инициацию, смерть и воскресение.
Литература
лат. vipera греч. /////
Гесиод. Теогония. I. 295-300
Геродот. История. II. 108-109.
Аристотель. История животных. V. 5. 16; 34. 150.
Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинках. 165.
Плиний. Естественная история. X. 82.
Элиан. О природе животных. I. 24; XV. 16.
"Физиолог", с. 131.
Ambrosius. Exameron. V. 7. 18.
Исидор Севильский. Этимологии. XII. 4. 10-11.
Английский бестиарий, л. 81.
Dicta Chrisostomi, л. 49 об
Альберт Великий. О животных. XXV II. 61.
Античность
Нимфа Ехидна обитает в глубокой пещере, "и от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье; она не знает ни смерти, ни старости". Ехидна - порождение морского божества Кето.
Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым,
Ни на людей, ни на вечно живущих богов не похожим, -
Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим,
Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой,
Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным,
В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным" (Гесиод. Теогония. 295-300)
Плутарх, рассказывая о странствии души Феспесия в мир мертвых, говорит, что тот видел души, предназначенные ко второму рождению, - их вминали в звериные тела, "среди них была видна душа Нерона, теперь, после тысячи других мучений, прокалываемая раскаленными иглами. Для нее был уже изготовлен облик Пиндаровой ехидны, чтобы она в нем жила, прогрызшись на свет из утробы матери" (Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием. 32). [auaf]
Христианство
В "Физиологе" образ ехидны - получеловека, полукрокодила - заимствован из античной мифологии. [auaf]
В "Физиологе" уникальное чудовище превращается в разновидность змей. [auaf]
Совокупление ехидн выглядит вызывающе абсурдно: говорится, что самка отсекает у самца "нужнейшее" при том, что у змей-самцов вообще нет выступающих половых органов. Как можно отсечь то, чего нет? [auaf]
Инвертированный вариант я склонен рассматривать как вызов автора "Физиолога", обыгрывающего противоестественные формы секса в греческих сказаниях о богах (ср. Ориген. Против Цельса. IV. XLVIII). Вызов брошен знатокам античных мифов. Перед нами зеркальная ситуация: эпикуреец Цельс написал насмешливое сочинение против христиан, христианский писатель отвечает смехом на мудрость эллинов. [auaf]
Коварная ехидна, обличающая фарисеев, - драгоценное сокровище нового "Физиолога", а ее поведение не имеет подобия себе в предшествующей традиции. Автор "Физиолога" создал мнимый парадокс или эзотерическую загадку, где за кажущейся простотой скрыт смысл, ясный лишь посвященному. [auaf]
"О ехидне. [...] Физиолог говорит о ехидне, что самец имеет мужское лицо, а самка - женское; до половины они имеют образ человеческий, ниже имеют хвост, как у крокодила. Входа же не имеет в лоне самка, но лишь как игольное ушко. Когда же самец оплодотворяет самку, он выделяет семя в рот самки, и когда самка поглощает семя, отсекает нужнейшее у самца. И умирает самец. А как только созревают дети, они проедают чрево матери и так выходят, отцеубийцы они и матереубийцы. Толкование. Хорошо уподобил Иоанн ехидне фарисеев, ибо как ехидна убивает отца и мать, так и они убили, говорит, своих мысленных отцов, пророков и Господа нашего Иисуса Христа, и церковь. Как же убегут они от грядущего гнева? Отец и мать живут вечно, а они - умерли" ("Физиолог", с. 131). [auaf]
Несообразность описательной части должна была поставить слушателя в тупик. Цель этого действия в том, чтобы выставить античную премудрость безумием перед Богом и затем мысленно перевести посвящаемого в некую высшую реальность. Загадка адресована искателю вечной жизни, а не искателю истины, в чем убеждает толкование сюжета. Ехидна - трансцендентный знак, удостоверяющий разрыв между поверженными "Афинами" и вознесенным "Иерусалимом". [auaf]
Пророк в молитве говорит: "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118:18).
Было бы странно уличать христианского писателя в неосведомленности, поскольку он заведомо отвергает суетные знания и с полным правом перекраивает старый материал. [auaf]

Peter Greif / February 28, 2006 23:06

greif@sky.ru