Peter Greif На главную К списку на букву "Б" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Дождь

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
-в христианском искусстве персони-фицированные символические об-разы "трех теологических добро-детелей" (вера, надежда и любовь) и "четырех главных добродетелей" (мужество, справедливость, рассу-дительность и умеренность), кото-рые вместе составляют семерич-ность. "Теологические добродете-ли" означаются как дочери св.Со-фии (мудрости), и их важнейшими атрибутами являются: вера - пла-менное сердце, крест, свеча и книга (Библия); надежда - якорь, го-лубь, корабль, рог изобилия; лю-бовь (любовь к ближнему) - хрис-мон, агнец, дети, пеликан, хлеб. Ат-рибутами "четырех главных доб-родетелей", например, являются: мужество - вооруженный всадник -(рыцарь), львиная шкура, меч и щит, столп Самсона, знамя; справедливость - весы, угольник, земной шар, книга законов; рассу-дительность - змея ("будь муд-рым, как змея"), зеркало, факел, гроб (мысль о смерти); умерен-ность - два сосуда для смешива-ния воды и вина, верблюд и слон как животные для верховой езды, пе-сочные часы, ветряная мельница. Персонифицируются также и дру-
гие добродетели: терпение- вола-ми, кротость - ягненком; смире-ние - голубем; послушание - верблюдом; выдержка - сидя-щей на яйцах курицей; целомудрие - лилией или единорогом; мир или единодушие (согласие) - оливко-вой ветвью или голубиной парой. Все эти добродетели изображают-ся большей частью в виде молодых женщин в длинных одеждах, неред-ко борющихся с пороком (душев-ная борьба). Символическими рас-тениями отдельных добродетелей являются, в частности, кедр (сми-рение), пальма (мудрость), кипарис (набожность), виноградные усики (умеренность), розовый куст с ши-пами (мужество). Подбор и атри-буты добродетелей воспроизво-дятся неоднозначно, они варьиру-ют как в готической скульптуре (архитектуре), так и в живописи.

> капли истины
оплодотворение земли, благотворное влияние неба, плодородие почвы, природы и духа;
сочетает символику воды и огня (молнии).
божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения;
разделяет символизм солнечных лучей, когда олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.
< топор, молоток, зигзаг молнии, дождь из огня и света,
змея (иногда - рогатая),
Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем, часто связывался в земледельческих культурах с божественным семенем, содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни(26) и воды.
Кроме того, означает очищение в связи с ценностью воды как "универсальной субстанции" и связующего звена между неформальным или газообразным и формальным или твердым - момент, являющийся общим во всех символических традициях (29).
Символика дождя обусловлена тем, что он льется с небес (7). Отсюда его общность со светом. Здесь объяснение того, почему дождь часто считается символом "духовных воздействий", нисходящих на землю (28).
В древних земледельческих культурах оплодотворяющий дождь, охватывающий весь мир, символизировался "очертаниями гребня", причем верхний поперечный штрих означал облако, а исходящие из него вертикальные линии - дождевые полосы.
Китай
> гармония "инь - ян" в космическом масштабе.
< дракон,
лягушки и другие земноводные,
лунные животные - краб и пауа,
собака (ассоциировалась с богами ветра, приносящего дождевые тучи)
кот, хамелеон, корова, слон, попугай и индейка.
Для того чтобы вызвать или прекратить дождь, китайцы выполняли обряд дракона и лягушки, состоящий из определенной последовательности действий - всегда одних и тех же - и символов, зависевших от времени года. Последние подчинялись закону соответствий: 8 - число, повелевающее священными животными, танцорами и т. д., а также 6 - числа четные, Инь, использовались весной и зимой; 5, 7 и 9 - нечетные, Ян,- летом, в "последний месяц лета и осенью. Цвета: зеленый - весной, красный - летом, желтый - в конце лета, и белый - зимой. Церемония происходила перед большим изображением дракона, а в бассейн с водой бросали пять лягушек.
Нередко наступающая засуха считалась божьей карой, и вопрос о дожде выступает уже в раннеисторических оракульских предсказаниях о "костлявой". Женский принцип инь ради своего истинного осуществления определенно объединялся с мужским ян.
Античность
В легенде о Данае, оплодотворенной золотым дождем, последний символизирует одновременно сперму и цикл роста растений, которым для размножения необходима вода.
Мезоамерика
Индейцы майя считали дождь кровью и сущностью божества
Он изображается в виде ленточек (в рукописях) и маленьких колонн (на памятниках), а также в образе птицы, падающей с крыши на площадку для игры в мяч, символизирующий дух дождя, оживляющий и направляющий облака в странствия по свету.
В период засухи они вызывали дождь с помощью обрядов подражательной магии, окропляя землю девственно чистой водой.
У майя-чорти четыре бога-орошателя, полулюди-полузмеи, связанные со сторонами света, возвещают о скором дожде, заставляя квакать своих слуг-лягушек. Они бросают на землю каменные топоры, вызывая гром, а чтобы выпал дождь - сверкают молниями и потрясают калебасами, полными воды.
У ацтеков символы дождя и огня едины: высший бог плодородия Тлалок (Чак в пантеоне майя) - Повелитель Вод, является также богом Огненного дождя (молнии, небесного семени). Его атрибуты - кольца вокруг глаз (стилизация бабочки, иероглифа пламени) и копье (магическое орудие заклинателя дождя).
Его отличительный признак - зубчатая корона, символизирующая дождь. Он также характеризовался зубами, выступающими из верхней челюсти наподобие зубьев гребня.
Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя.
Дождь (куиауитплъ) - название одного из дней и знак зодиака ацтеков, связанный с Востоком и числом 19. Это число указывает также на беспокойный и необузданный темперамент и предрасположенность к ревматизму и кожным болезням.
Северная Америка
Сиу считают, что западный ветер приносит гром и дождь, символ Откровения и Милости; Вакинъян-Танка, Птица-Гром, которая также покровительствует войне, живет на Западе и защищает землю и растения от засухи и смерти; она мечет молнии из глаз и производит гром ударами крыльев. Ее символ - свисток из кости орла.
Египет
Египтяне сравнивали первый дождь, благодаря которому семена растений начинали прорастать, с обучением, подготовкой человека к интеллектуальной жизни: дождь или роса служили символами разъяснения религиозных истин.
Ad vocem
"Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя" (Эсхил).
Христианство
Хильдегард Бингенская сравнивала его с жизненной силой души, которая приводит тело в состояние расцвета, "так что оно не высыхает, подобно тому как в зависимости от увлажнения дождем проявляются жизненные силы земли. А именно: когда влага дождя правильно упорядочена и осадки не чрезмерны, она дает возможность земле прорасти. Но если она беспорядочно изливается через край, она разрушает землю. Ведь от души исходят определенные силы для оживления тела, как почва живет водой...". Слезы также сравниваются ею с дождем. "У религиозного человека, который, будучи потрясен страхом Господним, разражается слезами, подобно облакам, которые берут свою воду из верхнего слоя и проливаются дождем", действует дар раскаяния как порождающая зелень жизненная сила, "которая при этом очищает его от грехов".
О правлении справедливого несущего мир царя: "Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю". (Пс 71,6)
Нежный дождь, который Порция в комедии Шекспира "Венецианский купец" (1596) сравнивает с милосердием, повсеместно считался знаком божественного одобрения.
Африка
В южноафриканских культурах (по произведениям древней наскальной живописи) дождь символизировался появляющейся с неба змеей (животным-молнией?). Гигантская рогатая змея изображала также мифическое существо дождевой воды. Облака являются во многих древних системах мира убежищами дождевой воды, которая должна из них выводиться громовыми клиньями.
Зороастризм
Связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили кровавые жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня - засухи.
Магия
Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому для вызывания дождя проводились именно ритуалы очищения.
В ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.
Алхимия
Конденсация или "альбификация" - дополнительное свидетельство того, что алхимики относили воду и свет к одной символической группе.
Иллюстрации
Древнемексиканский бог дождя Тлалок. Нефритовый сосуд. Сапотекская культура


Peter Greif / February 27, 2006 0:23

greif@sky.ru

На главную К списку на букву "З" SIMBOLARIUM