Peter Greif На главную К списку на букву "Ч" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Человек

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
микрокосм
Миф о Космическом Человеке существует во всех традиционных культурах. Веды рассматривают этого Че-
ловека - носителя Вселенной (тот же греческий Атлант) - в качестве космической опоры, поддержки неба и земли. О Размерами со Вселенную, он стоит у истоков всей жизни, это Бог-Создатель и его разнообразные проявления в царстве природы: человеческое, животное, растительное, минеральное и т. д.
О Такой Космический, или Вселенский Человек, содержащий в себе все ступени и стадии мироздания, "заключен" в девяти точках рыцарского щита.
Верхняя часть щита (точки А, В, С) соответствует голове, вершине человеческого тела, отражению небесного мира; голова имеет органы ориентации и управления, благодаря которым человек ориентируется в пространстве и находит свою дорогу вопреки возможным трудностям.
Шея, узкий коридор, соединяющий голову с корпусом, расположена в точке D, занимая это почетное место, украшенное ожерельями и другими нарядами во время ритуальных церемоний.
Находящееся в точке Е сердце, или пропасть, первоначальный океан, является средоточием всех возможностей... где человеческое существование становится осознанным... это символ интуитивной мысли.
Пуп соотносится с точкой F; а с точкой Н - область левой части тела, наиболее уязвимой для повреждений.
Ноги соответствуют точке I в нижней части щита - это символы постоянства и решимости перед лицом благоприятных и неблагоприятных событий. О Человек (нан) в китайской традиции приравнивается к энергии Ян. Литература выделяет среди людей два основных типа: примитивный военный, неотесанный и отважный; и гражданский служащий, отличающийся мягкостью, отсутствием воинственности и пассивностью.
Организм - это гармоничное единство, микрокосм, имплантированный в макрокосм,- такая истина нашла свое выражение в Ней-цзин (медицинском трактате, датированном 475-221 гг. до Р. X.). Находящийся между небом и землей, активным и пассивным созидательными принципами, человек постоянно испытывает их влияние.
В системе соответствий, которая оказывает сильное влияние на китайский менталитет, внутренние органы ассоциируются с пятью элементами, управляющими всеми одушевленными и неодушевленными природными существами, всеми явлениями невидимого мира:
- печень и ее сосуды, желчный пузырь, органы зрения соответствуют Дереву, Востоку;
- органы движения, селезенка, почки, мочевой пузырь - Воде, Дождю и Северу;
- легкие, толстая кишка, желчь, органы слуха - Металлу и Западу;
- органы речи, тонкая кишка, околосердечная сумка - Огню и Югу;
- мозг и нервная система, желудок, сердце - Земле и Центру.

Человек (мужчина, женщина) - воплощение лучших свойств и качеств вида, рода; единство этики, благородства, осознанности собственного предназначения "... вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: "се, Человек!" (Евангелие от Иоанна 19: 5). Это слова римского прокуратора Понтия Пилата о Иисусе, приговоренном к смерти. "Это был человек!" - произнес Антоний, увидев мертвое тело Брута ("Юлий Цезарь" У. Шекспира). Говорят обычно: "Поступай по-человечески!", "Будь человеком!", "Настоящий человек!".
Органы, части тела и субстанция человеческого организма спустя многие столетия, а то и тысячелетия, в сущности, претерпели лишь качественные изменения, сохранив в своей основе первичность происхождения, элементы Природы, ее главных стихий. Например, кровь - это влага, вода; легкие - воздух, ветер; кости (каркас тела) - земля; голова(как вместилище души) - огонь; или же: нервы - огонь; пищевод - земля; или: голова - небо; дыхание - воздух; живот - море; ноги - земля. Известно, что врачебная практика далекой древности в значительной степени опиралась именно на такие аналогии.
Принято считать, что человек в то же время - Микрокосмос, сложнейший синтез высочайшего и самого заземленного, даже низменного; умень-
шенная модель Макрокосмоса, Вселенной...
С древнейших времен всех удивляло, что человек сотворен на основе цифры "5", сложен из пяти почти соразмерных частей (в рост); из пяти конечностей - вместе с головой; по пять пальцев на руках и ногах; обладает пятью чувствами; с раздвинутыми руками и ногами может быть вписан в круг и в пентаграмму (пятиконечную звезду), которая нередко используется, как символ Микрокосмоса.
Согласно же Каббале (XI-XIII века), человек сотворен на основе цифры "9", т. е. трех троек: тело, душа и дух; и каждая при этом имеет по три ипостаси: активную, пассивную и нейтральную.
Человек - образ, облик Бога. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему" (Бытие 1: 26).
''Человек благороден, как вода" (Книга Тао, Лао Цзы, VI век до н. э. ). Вода же необходима абсолютно всем.
Человек - мера всего (Максима Протагора, ок. 450 г. до н. э. ).
"Я не земное, а небесное растение" (Платон).
" Человек - существо общественное" ("Политика" Аристотеля).
"О человек! Отличное творенье, краса и гордость мира! Сверх существо!" ("Гамлет" У. Шекспира).
" Человек - слава, посмешище и загадка Света" ( "Эссе о человеке" А. Поупа, англ. поэта XVII века).
" Человек, это великое чудо в хаотичной тьме Природы" (Песталоцци).
" Человек, это солнце, а его мысли - планеты" (Новалис).
" Человек, это падший бог, который помнит о небе" (Ламартин).
"Человек, это зерно... А солнце есть в каждом человеке" (Ю. Словацкий).
" Человек!.. Это жрец - бессознательный и незрелый" ("Сфинкс" Ц. Hop-вида).
" Человек, это дантовская строфа, которой смутно видится в себе начало дальнейших строф" ("Любовь - грех" Я. Каспровича).
Человек - позорище. "... я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков" (Послание к Коринфянам 4: 9).
Человек - "душонка, облаченная в тело" (Эпиктет, цитата в "Размышлениях" Марка Аврелия).
"Какая же химера - человек!" ("Мысли" Паскаля).
"Каждый человек - с головой, но у каждой головы - свой подход ко всему" (В. Потоцкий).
" Человек, это прямо-таки Нарцисс, который всюду хочет видеть только самого себя" (И. В. Гете).
Человек - слепец. "Люди проживают жизнь слепыми" ("Фауст" И. В. Гете).
" Человек! Маятник между смехом и слезами" ("Чайльд Гарольд" Дж. Н. Г. Байрона).
"... человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль" (Иов 25: 6).
"Люди, это ничтожные листья, что растут на дереве" ("Илиада" Гомера).
" Человек - это сон тени" ("Морали" Плутарха).
" Человек, это ветер" (Эвполис, ок. 425 г. до н. э. ).
" Человек, это полностью игра случая" ("Послание Солона к Крезу" Геродота).
"Мы, люди, живем, но это лишь видимость и бестелесная тень" ("Аякс" Софокла).
" Человек - лишь пузырь на воде, как говорит старая пословица!" ("О сельском хозяйстве" Варрона, 116-27 г. до н. э. ).
"Какие же мы, люди, - карлики!" (лат. "Homunculi quanti sunt" -"Пленники" Плавта).
" Человек - корабль, носимый бурей" (Д. Наборовский).
" Человек, в конечном счете, - лишь палка для метлы" (Дж. Свифт).
Человек кровопийца - страстный, вспыльчивый человек. "... уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца" (Вторая книга Царств 16: 7-8).
" Человек человеку - волк" (лат. "Homo homini Lupus est", Плавт).
Человек Платона - "животное, лишенное перьев, двуногое" (лат. "Animal implume, dipes" - Платон, "Политика"). Там же: "Человек, это либо животное, либо бог".
" Человек, это разумное животное" (лат. "Rationale animal" Сенека).
"Нет на свете другого такого готового к предательству животного, как человек" (Монтень).
" Человек - животное никчемное" ("Тартюф" Мольера).
Человек Греха - "и не откроется человек греха, сын погибели" (2-е послание Фессалоникийцам 2: 3).
Человек золотой - Эль Дорадо (исп. "Позолоченный"). Легендарный властитель народа инков, которого посыпали золотым порошком (XVI век, время испанского завоевания Южной Америки - конкисты). Платон "золотым человеком" называл стражника, ибо его служба оплачивалась золотом, в то время как служба простого воина - серебром.
Человек серый - т. е. человек улицы, рабочей окраины города. В 1932 году немецкий писатель Ганс Фаллада именно такому человеку посвятил свой роман "Маленький человек, а что дальше?".
Человек трех букв (лат. "Fur", т. е. "вор").
" Человек-гора", иначе "Куинбус флестрин" - так называли Гулливера в стране лилипутов (Дж. Свифт).
Человек предначертания, Судьбы - Наполеон I Бонапарт.
Человек декабря (брюмера) - Наполеон III, который стал президентом Франции в декабре 1848 года, а 4 года спустя, совершив переворот тоже в декабре, превратился в императора.
"Человек с головой" - умный, пред приимчивый.
Человек из плоти и крови - тот, кто реально воспринимает жизнь.
В масонстве - человек культурный, образованный и общительный - шлифованный камень; грубый же и не ученый - камень тесаный.
В алхимии: мужчина - сера; женщина - ртуть.

Человек, обнимающий облако. символ пустых, ускользающих от нас удовольствии, за которыми люди столь склонны гоняться, в то время, как они моментально исчезают и улетают прочь так же быстро, как облака. Это также может служить символом человека, который в своих тщетных потугах стремится к земным удовольствиям. Но, в конечном счете, он увидит, что обнимал лишь изменчивое облако, пустую тень, вместо чего-то существенного, - пустые, ускользающие, воображаемые удовольствия вместо реальных радостей. Настоящие радости проистекают лишь от сознания хорошо прожитой жизни, проведенной в соответствии с установками разума, религии и благодетели. [EMSI 41-4,с.280]
Венец всего живого, в наиболее древних культурах символ того, что способно к совершенствованию, - создан по образу и подобию Бога, сочетает в себе материальное и духовное, небесное и земное. Эта мистическая вера лежит в основе частого представления о человеке как о микрокосме, заключающем в себе, хотя бы и символически, все элементы мироздания (макрокосма). Человеческое тело, изображаемое в пифагорейской традиции как пентаграмма (пятиконечная звезда или пятиугольная фигура), состоящая из рук, ног, головы, часто бралось за основу строителями храмов. Мужское начало символизируется обычно солнцем, огнем, молнией, а также фаллосоподобными объектами; последние включают стрелу, конус, копье, лингам, обелиск, столб, шест, плуг, прут, лопату, пику, меч, молнию, факел.


Peter Greif / February 21, 2006 1:47

greif@sky.ru