Peter Greif На главную К списку на букву "Б" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Бабочка

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
Насекомое отряда Lepidoptera семейства Papilio.
> Душа, бессмертие, возрождение и воскресение.
Во многих культурах символизирует как способность к превращениям и красоту, так и преходящий характер радости и жизни.
Как символ души встречается в Заире, Центральной Азии, Мексике, Новой Зеландии, у маори.
Известны многочисленные приметы и суеверия, связывающие бабочек, особенно ночных, с душами умерших. Самый яркий пример этого - бабочка"мёртвая голова".
Наибольшее значение для символики бабочки имеет цикл её развития:
прожорливая мирская гусеница - жизнь;
тёмная куколка, пережившая зиму - смерть;
беспечальная и беззаботная бабочка - возрождение, полёт души.
Соединяет символику смерти (куколка, запеленутая в саван),
цикличности и бессмертия (возрождения) жизни.
Возможно практика мумифицирования в Др.Египте имела своей моделью метаморфоз насекомых.
"Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки, в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности." Э.Эппли
В настоящее время метафора легкомыслия и ветренности, жизнерадостного и беспечального восприятия и образа жизни, либо красоты, нередко пустой и обольстительной. Ср.: "бабочка-однодневка", порхать как бабочка".
Античность
Греч. "псюхе" -- "душа","бабочка".
Аристотель [История животных, IV 7] указывает на ее (как и у птицы) "одушевленность".
Широко известен миф о Психее (Душа) освобождённой от смерти за её силу любви к Амуру, восхитившую Зевса. Психея, олицетворение души, дыхания, часто предстаёт как бабочка, вылетающая из погребального костра.
Появляющаяся из кокона, бабочка служила символом души, высвобождающуюся из тела в момент смерти. Нередко ассоциировалась с самим умершим [Hom.Od.XI 37, 605]. Вероятно основой этих эмблем послужили многочисленные геммы 3-1 вв.до н.э. сюжетом ловли бабочки-Психей Амуром, держащим горящий факел.
Гностики представляли Ангела Смерти в виде крылатой ступни, раздавливающей бабочку, из чего мы можем заключить, что бабочка, скорее, сравнивалась с жизнью, чем с душой с т.зр. духа и трансцендентного существования (36). Ночные мотыльки служили символом секретной мудрости, как и они, скрытой во тьме (невежество).
Схожесть по форме с лабрисом, обуславливает, что бабочка считаетсч символом Великой Богини, содержащей в себе "все предыдущие воплощения и надежды грядущих поколений".
Ступени инициации, посвящения также отражаются в цикле развития бабочки:
o Стадия от яйца до личинки - невежественный, беспомощный, "ещё мёртвый" человек;
o Стадия от личинки до куколки (гробницы мистерий) - ищущий и размышляющий человек;
o Стадия от куколки до взрослой особи - развившаяся, совершенная и просветлённая душа инициированного, покидающая могилу своей изначальной природы.
Кельты
Олицетворение души и огня. Их трепещущие крылья символизировали солнечный жар.
Китай
Эмблема бессмертия, развлечений (досуга в изобилии) и знак влюблённых. Это крылатое существо является символом влюбленного молодого мужчины, который пьет сок цветов (женского рода), но и умершая возлюбленная может выйти из могилы в виде бабочки.
Бабочка -- это знак супружеского счастья; в самом деле ее можно было бы назвать Китайским Купидоном. Происхождение этого обнаруживается в истории, рассказанной даосским философом Чжуанцзы, о том как молодой человек, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи, и, увидев его дочь, он был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно потрудиться и попытаться заполучить ее в качестве своей жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина.
Gulland. Chinese porcelain, т.1, с.99.
Сон того же Чжуанцзы, в котором он превратился в бабочку и обрел огромное счастье, поэтому часто воспринимается как символ радости и счастья. Вместе со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту. Слова обозначающие бабочку, сливу и число семьдесят - в Китайском языке омоноимы, откуда видимо и происходит метафора, означающая красоту в преклонном возрасте. С хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие.
Япония
Символ молодой женщины, экстатической радости, женской суетливости и тщеславия, ремесла гейш или временной любовницы. Пара "танцующих" одна вокруг другой бабочек символ семейного (супружеского) счастья. Белая бабочка - дух умершего. В сказках волшебники часто представляются с крыльями бабочек.
Мезоамерика
Ацтекское наименование -- "папалотл" сходно с лат. "папильо". Символ душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам. Атрибут Шочипили (бог весенней растительности, любви, игры в мяч), изображавшегося сидящим среди цветов и бабочек. Также символ символ колышащегося огня, связанный с Солнцем. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка -- богиня Итцпапалотл, ночной дух пламенеющих звезд и символ душ умерших родами женщин.
Искусство
Светская живопись крылышками бабочки могут символизироваться Оры, "время часовое" а также Психея и Зефир (супруг ФЛОРЫ) -- "младенец крылатый, с крыльями бабочки" [EMSY §175]. "Приятное легкомыслие" сближает бабочку с эльфами, гениями и эротами (маленькими богами любви). Эльфообразные существа - вымышленные, фантастические образы - часто наделяются крыльями бабочки, как и бог сна Гипнос (Сомнус). На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.
В ряде графических эмблем и пиктограмм указывает на искусство, многоцветность, часто ассоциируется с детским творчеством.
Психология
По вполне понятным причинам, психоаналитики считают бабочку символом возрождения (56). Также - символ души и бессознательного влечения к свету (8).
Нередко используется как знак психологических парапсихологических и психиатрических обществ и учреждений, часто в комбинации с буквой "пси".
Христианство
Очищение души огнем, представленное в романском искусстве раскаленным угольком, который ангел вкладывает в уста пророку, изображено на небольшой маттейской урне в образе любви, подносящей бабочку к огню (8).
Иногда бабочку можно видеть на изображениях Мадонны с Младенцем (обычно в руке Младенца). Она - символ Воскресения Христова. В более общем смысле бабочка может символизировать воскрешение всего человечества. Это толкование имеет и в натюрморте.
Как символ смерти и воскресения изображалась на древних надробьях над черепом и вокружении других символов смерти. С той же символикой помещалась на ряде пиратских флагов.
Эмблематика
В эмблематике почти исключительно изображается летящей на огонь свечи или факела, обжигающейся или сгорающей в пламени. Вероятно, их основой послужили геммы III-I вв.до н.э. (см.выше). Несёт символику сладострастия и пустой, тщетной любви; обмачивости удовольствий и тяжких последствий пагубных прихотей. Так в EMSY (§212) относительно бабочки говорится буквально следующее:
Бабочка есть знак глупости, легкомыслия, непостоянства, иногда души или сердца, плененного любовью. Бабочкины крылья значат любовь, игры, смех и забавы.
Её изображения соотносятся с девизами, подобными следующим: "То, что представлялось мне удовольствием, оказалось смертельным". "Удовольствие опасно". "Удовольствие меня убивает". И трактуется как:
Символ обмачивости удовольствий и последствия пагубных прихотей, (который) предостерегает нас от сладострастия и пустой, тщетной любви.
Часты морализаторские стихи, например:
Ум человеческий наиболее упорно стремится к таким вещам,
К такой разновидности любви и к такому образу жизни,
Которые ведут к позору и погибели.
Мы вихрем кружимся вокруг ослепительного пламени,
Этого яркого источника наслаждения, до тех пор,
Пока не ощутим мощную силу его притяжения
И не падем его злосчастными и бессильными жертвами.
Глупцы, которых захватывает пламя красоты,
Встречают смерть там, где надеются найти жизнь.
Другое упоминание бабочки мы встречаем в §207 EMSY:
Время часовое, или часы, изображаются богинями с перепончатыми крыльями, как у бабочек, и с солнечными и иными часами.


Бабочка, сгорающая в пламени свечи. //То, что представлялось мне удовольствием, оказалось смертельным. символ предостерегает нас от сладострастия и пустой, тщетной любви. Ум человеческий наиболее упорно стремится к таким вещам, К такой разновидности любви и к такому образу жизни, Которые ведут к позору и погибели. [СЭ-II,таб.32-1,с.236]
Бабочка, обжигающаяся о свечу. //Удовольствие опасно. "Мы вихрем кружимся вокруг ослспительного пламни, "Этого яркого источника наслаждения, до тех пор, "Лока не ощутим мощную силу его притяжения "И не падем его злосчастными и бессильными жертвами. [СЭ-II,таб.19-14,с.184]
Бабочка, обжигающаяся о зажженную свечу.//Удовольствие меня убивает. символобначивость удовольствий и последствия пагубных прихотей. "Глупцы, которых захватывает пламя красоты, "Встречают смерть там, где надеются найти жизнь. [Эмблемата-2; табл.9-9, с.142]
Бабочка. В античности образ бабочки, появляющейся из кокона, символизировал душу, высвобождающуюся из тела в момент смерти. В христианском искусстве бабочка является символом воскресения человеческой души - либо в руках Младенца Христа, либо в НАТЮРМОРТЕ. Природный цикл гусеницы, кокона и бабочки символизирует жизнь, смерть и воскресение. В светской живописи крылышками бабочки могут символизи-роваться ОРЫ, а также Зефир (супруг ФЛОРЫ).
БАБОЧКА - насеко-мое, которое во многих культурах символизирует, с одной стороны, способность к превращениям и кра-соту, а с другой - преходящий характер радости. "Чудо переходя-щих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки, в нежно-прекрас-ную бабочку, глубоко трогало че-ловека, стало для него подобием собственных душевных превраще-ний, подарило ему надежду на т.о, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности" (Э. Эп-пли). По этой причине бабочку изо-бражали и на старых могильных надгробьях (см. Смерти символы). Как показывает ее греческое назва-ние - псюхе, бабочка, как и птица, является "одушевленным сущест-вом". "Приятное легкомыслие" сближает бабочку с эльфами, гени-ями и эротами (маленькими бога-ми любви). Эльфообразные сущес-тва - вымышленные, фантастичес-кие образы - часто наделяются крыльями бабочки, как и бог сна Гипнос (Сомнус). На картинах,
изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа, которую Тво-рец помещает в тело Адама. В Япо-нии бабочка символизирует моло-дую женщину, а "танцующие" одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. В Китае это кры-латое существо является символом влюбленного молодого мужчины, который пьет сок цветов (женского рода), но и умершая возлюбленная может выйти из могилы в виде бабочки. Вместе со сливой бабочка символизирует долгожительство и
красоту. В Древней Мексике бабоч-ка относилась к атрибутам бога растительности Шочипили, но од-новременно являлась символом ко-лышащегося огня и была связана с Солнцем (бабочка по-ацтекски "папалотл", что имеет сходство с латинским "папильо"). Обруб-ленная каменными ножами (итцли) бабочка - это богиня Итцпапа-лотл, ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем - символ душ умерших при родах женщин.


Бабочка / butterfly
By its grace and airy lightness, the Japanese make the butterfly an emblem of womanhood. Two butterflies, however, represent marital happiness. Their airy lightness is rarefied, for butterflies are wandering spirits and to see them presages a visitor or a death in the family.
Another facet of butterfly symbolism is based upon its metamorphoses. Its chrysalis is the egg which contains the potentiality of being and the butterfly which emerges from it is the symbol of resurrection, or one might rather say of rising from the grave. The myth of PSYCHE employs symbolism of this order and she is depicted with butterfly wings. It recurs in the myth of the Immortal Gardener, Yuan-k'o, whose lovely wife taught the secret of the silk-worm and may perhaps have herself been a silk-worm.
It may seem paradoxical that in the Sino-Vietnamese world the butterfly should serve as the expression of a wish for long life. This arises from the homophony, two ideograms being pronounced t'ie, the one meaning 'butterfly' and the other 'great age' or 'seventy-year-old'. Furthermore, the butterfly is sometimes associated with the chrysanthemum to symbolize autumn (DURV, GUEM, KALL, OGRJ).
In the Tochmarc Etaine or Courtship ofEtain, a tale from the Irish mythological cycle, the goddess, who symbolizes kingly power and who is married to the god Midir, is changed into a puddle of water through the jealousy of Midir's first wife. Shortly afterwards, however, from the puddle is born a worm which becomes a splendid butterfly. Although the Irish writer sometimes calls it a fly, the symbolism is eminently favourable. The gods Midir and later Oenghus sheltered and guarded it.

And that worm became a purple fly. It was the size of a man's head and it was the most beautiful fly in all the world. The sound of its voice and the hum of its wings Were sweeter than bagpipe, harp or horn. Its eyes glittered like precious jewels in the darkness. Its scent and perfume took away hunger and thirst from whoever it fluttered around. The dewdrops which fell from its wings cured all pain, sickness and plague from whoever it visited.

The symbolism is that of the butterfly and that of the soul freed from its covering of flesh, as in Christian symbolism (CHAB pp. 847-51), to become both blessed and a blessing.
To the Aztecs the butterfly symbolized the soul or the breath of life exhaled by the dying. A butterfly fluttering among the flowers represented the soul of the warrior who had fallen on the battlefield (KRIR p. 43). Dead warriors accompanied the Sun on the first half of his visible journey, until midday. They then descended to earth in the shapes of hummingbirds or butterflies (KRIR p. 61).
All these interpretations probably stem from the similarity between the flickering brightness of flame and the fluttering, coloured wings of the butterfly. Thus the Aztec fire-god wore a pectoral ornament called 'the OBSIDIAN butterfly'. Like flint, obsidian is a fire-stone and its use for the blades of sacrificial knives is well known. In 'the House of Eagles' or Warriors' Temple, the Sun was depicted as a butterfly.
Symbol of daylight and the solar fire - and hence? of the warrior's SOUL - the butterfly for the Mexicans was also a symbol of the 'Black Sun' which passed through the Underworlds during its nightly journey. It was thus a symbol of hidden chthonian fire and associated with ideas of sacrifice, death and resurrection. In Aztec carving, the butterfly became an alternative for the hand as the emblem of the figure FIVE, the number of the centre of the Earth (SOUC).
A Baluba and Lulua fable from Kasai (central Zaire) demonstrates the analogy of butterfly to soul and the shading of symbol into image. The cycle of human life and death follows that of the butterfly, they say. In childhood a person is a tiny caterpillar, in maturity a large caterpillar and in old age becomes a chrysalis. The grave is the cocoon from which the person's soul emerges and flies away in the shape of a butterfly. That the butterfly then lays eggs is an expression of human reincarnation (FOUA). Similarly contemporary psychoanalysis sees the butterfly as a symbol of rebirth.
In Classical antiquity it was a common belief that the soul left the body in the shape of a butterfly. In Pompeian wall paintings. Psyche is depicted as a little girl with butterfly-wings (GRID). This belief recurs among some Turkic tribes in central Asia, who have felt Persian influence and who believe that the dead return in the shape of MOTHS (HARA p. 254).


Peter Greif / March 1, 2006 18:56

greif@sky.ru

На главную К списку на букву "З" SIMBOLARIUM