Peter Greif На главную К списку на букву "А" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Атум

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
itmw
"Создавший сам себя", "Самовозникающий", бог солнца, демиург, прабог, возглавляющий гелиопольскую эннеаду , один из древнейших богов.
Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем.
Изображался человеком с двойной короной на голове: его эпитет - "владыка обеих земель", т. е. Верхнего и Нижнего Египта. Другой формой представления может быть змея (хтоническое животное), иногда - ихневмона.
Центром поклонения этому богу считался Гелиополь.

Согласно гелиопольскому мифу, Атум, появился из первобытного хаоса (изначального океана) - Нуна, иногда называемого нго отцом, вместе с первозданным (первоначальным) холмом. В "Текстах Пирамид" (например, изречение 1587) сам Атум рассматривается как "холм" в океане, который порождает всех других богов. Другой его облик - змей. Атум говорит Озирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею ("Книга Мертвых" гл. 175). Представлялся также в образе скарабея, возникающего из-под земли: Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. В Гелиополе почитался священный камень "бенбен", который признавали первым проявлением прабога Атума-хепри. На этот священный камень должны падать первые лучи восходящего солнца.
Перед тем, как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". Затем Атум зачал с помощью самосовокупления (проглотив собственное семя), первую супружескую пару богов-близнецов Шу (дуновение ветра, воздух) и Тефнут (влага, сырость), от которых произошли земля - Геб и небо - Нут. Органом рождения (женским) обычно выступает рот: "Я излил из своего собственного рта. Я выплюнул Шу и выплюнул Тефнут". По другому древнему мифу, Шу вышел из носа прабога как дыхание, а Тефнут как слюна из его рта - вместе они олицетворяют необходимые для жизни силы. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как богиня Иусат - женский элемент Атума. "Атум и его рука" появляются на гро6ах периода Гераклеополя как супружеская пара.
В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха, отождествляли с ним.
Также отождествлялся с:
o Хепри (Атум-Хепри, в ряде изречений "Текстов пирамид" называется создателем Осириса);
o Аписом (Апис-Атум);
С ним сближали Осириса: "Живой Апис-Осирис - владыка неба Атума с двумя рогами на голове".
Атон первоначально отождествлялся как одна из ипостасей Атума, наряду с другими богами солнца: "Атум в своём Атоне", т.е. Атум в солнечном диске; "тело Ра - Атон", т.е. тело Ра - это солнечный диск.
В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию.
Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествленного с ним (Ра-Атум). Как Атум-Ра бог представляет заходящее солнце. В поздних представлениях об Амоне-Ра выражаются идея всеобщего божества, проникающего во всю Вселенную. Так в одном из гимнов о нем говорится следующее:
Привет тебе, Амон-Ра-Атум-Гор горизонта,
бросающий лучи свои на поверхности неба,
чтобы наполнить мир своей красотой,
прекрасными образами сияя над землей, -
ибо он божественнее, чем владыки земли...
Дух твой на небе далеко от людей
но лучи твои проникают в преисподнюю...
Ты превращаешься в воздух,
чтобы поднести его к ноздрям человека.
Жизнь людей зависит от твоей воли...
Ты - царь вечности, владыка богов;
они живут и видят лишь благодаря тебе.
Дух твой на небе,
чтобы возвысить твое сияние.
Тело твое в преисподней,
чтобы скрыть твою сущность.
Статуя твоя на земле,
ею восхваляется и прославляется твое имя...
Ты живешь вечно,
даруя жизнь всем творениям;
ты даешь им узреть твою красоту на заре.
Черновой материал
В "Книге Мертвых" имеется изречение: "...шейный воротник из золота, который в день похорон кладется на шею просветленного". Эти воротники часто имели украшение в виде головы сокола или в виде урея. Надевание воротника символизирует объятия божественных рук. В храме Сетоса I вблизи Абидоса в помещении Ра-Хорахти находится картина, на которой царь подносит шейный воротник с подвешенной к нему нагрудной дощечкой для облачения изображения бога (иконы). Этот ритуал относится к утренней службе, причем жрец говорит: "О, Атум, можешь ли ты обхватить своими руками Ра-Хорахти, чтобы он жил вместе со своим ка вечно!"
В жреческой мифологии города Он (Гелиополис) сонм богов включал главу - бога-творца Атума и произведенных им его отпрысков: Шу (воздух) и Тефнут (влага), затем Геба (земля) и Нут (небо), а также их детей: Эсет (Исида) и Усира (Осирис), Сутеха (Сет) и Небетхет (Нефтида). От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Иллюстрации
o Слева направо: Ра, Атум, Хепри - дневное, вечернее и утреннее Солнце
o Изображения восходящего солнца. (Гробница Сеннуджема. Дерэль-Медине, 20-я династия).
Слева: Солнце над двумя деревьями горизонта (часто также над двумя горными вершинами).
В середине: Солнце-ребенок Ра-Атум на небесной корове.
Справа: РаХорахти с головой сокола на троне мирового порядка (символ Маат)


Peter Greif / December 22, 2005 22:42

greif@sky.ru