Peter Greif На главную К списку на букву "А" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Атлант

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
+ Атлант / Атлас
> Кариатиды
Греч.
В наказание за участие в борьбе титанов против Зевса осужденный поддерживать на своих плечах небесный свод.
В символике и эмблематике более известен его римский аналог Атлант.
- восходит (как и имя Тантала) к tla, tle - корню, указывающему на страдание, перенесённые кем-то тяготы, a - префикс интенсивности.Таким образом имя может были переведено как "страдающий" или "стойкий".
В греческой мифологии титан, сын Иапета и океаниды Климены (по другой версии Асии), брат Прометея, Эпиметея и Менетия. Его отцом называют также Эвримедонта. Атлант называется отцом Майи, Плеяд (от Пелионы), Гиад и Гесперид. Этих последних считаются иногда дочерьми Ночи, а иногда Атланта и дочери Геспера.. Нимфа Каллипсо, державшая семь лет на своём острове Огигия Одиссея, является дочерью мудрого "кознодея" Атланта [HMOD I 52-54]. Говорят также, что от кровосмесительной связи Атланта со своей дочерью Астерией родился фракийский царь Диомед.
Древнее доолимпийское божество, отличающееся мощью. Олицетворяет титанические силы, разделяющие природные, материальные силы, которые боги сумели подчинить себе.
Атлант отождествляется также с аркадским царём, отцом Майи и дедом Гермеса.

"В переносном смысле фигуру Атласа, держащего небо, можно понимать как противопоставление человека животному. Человек гордо и свободно держит голову, хотя нередко и отягощен грузом невыполнимых желаний, своим собственным небольшим небесным сводом. Как показывает история об Атласе и Геракле,
человек может сбросить этот груз, и все же каждый должен нести свою ношу сам и не передоверять ее других.
GBES с.168

Согласно пеласгическому мифу творения Эвринома - богиня всего сущего, создав семь планетарных сил, поставила во главе каждой титаниду и титана. Феба и Атлант владели Луной.
Первоначально, видимо, Атлант был титаном второго дня недели, который отделил небесную твердь от земных вод. Почти все дожди приходят в Грецию со стороны Атлантики (особенно когда на небосводе появляются звёздные сёстры Атланта - Гиады). Это частично объясняет почему его дом традиционно помещали на западе, кроме того, там находилась самая высокая из известных грекам гор. В различных греческих преданиях Атлант является царем западного островного государства Атлантида, а наряду с этим персонификацией оси мира или каменной колонны, которая разделяет небо и землю. Прообразом такой легендарной высочайшей горы на далеком Западе нередко называют вулкан Тейде на острове Тенериф.
Огромный Атлант - старший из братьев, который знал все моря и их глубины. Он правил царством с крутыми берегами, и превышало оно по размерам Ливию и Азию, вместе взятые. Эта земля - Атлантида лежала за Геракловыми столпами, и от другого континента, никак не связанного с нашим её отделяли покрытые садами острова. Люди Атланта построили каналы и освоили огромную центральную долину, орошаемую водой с гор, окружающих её со всех сторон и оставляющих только узкий проход к морю. Они построили также дворцы, бани, ипподромы, большие портовые сооружения и храмы. Жители Атлантиды ходили войной не только на запад - до другого континента, но и на восток, вплоть до Италии и Египта. Египтяне говорили, что Атлант был сыном Посейдона, от которого родились пять пар братьев-близнецов, поклявшихся в верности своему брату на крови быка, принесенного в жертву на вершине столпа. Поначалу все они были исключительно добродетельны и стойко несли бремя своего богатства в виде несметного количества золота и серебра. Но однажды жадность и жестокость овладели ими, и афиняне, с позволени Зевса, нанесли им поражение и разрушили их державу. В то же время боги наслали на Атлантиду потоп, который всего за одни сутки поглотил её всю так, что и причалы и храмы оказались погребёнными под слоем грязи, а море вокруг перестало быть судоходным.

Согласно Гесиоду, Атлант был союзником Кроноса (Сатурна) в титаномахии, избранным в предводители войска титанов. Когда олимпийцы победили, он единственный из титанов не был изгнан на самый западный из Британских островов (или заключен в Тартар): его как военачальника обрекли держать на своих плечах небесный свод на крайнем северо-западе. Это напоминает малоазиатские (кельтские ???) мифы о всемирном великане Упеллуре(и), который держит на плечах и землю, и небо, и море.
"Один раз, правда, ему удается освободиться от своей ноши - Геракл попросил его добыть золотые яблоки из садов Гесперид и на время взвалил ношу на себя. Атлас добывает яблоки, но, вкусив свободы, не хочет больше держать на себе небосвод. Гераклу приходится прибегнуть к хитрости. Он просит Aтлaca на время подержать ношу, пока он не сделает себе подушку, чтобы тяжесть неба не так давила на голову. Поверив Гераклу, Атлас снова подставляет свои плечи, а Геракл убирается восвояси". GBES с.168 [APLL II 5 11]
По одной из рационалистических версий этого мифа Геракл спас дочерей Атланта, похищенных египетскими жрецами. Атлант же в благодарность не только вручил герою искомый предмет, но и обучил астрономии, поскольку Атлант был первым астрономом и знал так много, что даже держал на плечах небесный свод. Вот почему говорится, что Геракл принял от него на время небесный свод [Диодор Сицилийский III 60, IV 27] Геракл действительно стал Властелином Зодиака, но астроном-титан, которого он заменил не Атлант, а Кой [Ibid. I 3].
Грейвс же ищет объяснение не в аллегории, а в ритуале. По его мнению
...кандидат на царский престол должен был одолеть змея и забрать у него золото, что и совершает Геракл в этом мифе и в битве со змеем. Однако золото, которым он овладевает, по сути, не должно иметь форму золотых яблок. Яблоки он получает как пропуск в райский сад от триады богинь, когда кончается его правление. В погребальном контекстве змей не является его противником, а той формой, которую примет его собственный вещий дух, когда его тело будет принесено в жертву. Ладон был стоголовым и говорил множеством языков потому, что что многие вещие герои могли называть себя "Геракл" в том смысле, что представляли Зевса и посвящали свою жизнь службе Гере. Сад трёх Гесперид, чьи имена отождествляют их с закатом, располагался на далёком Западе потому, что закат был символом смерти царя-жреца. Геракл получает яблоки в конце своего правления, точно соответствующего ста лунным месяцам Великого года. Он берёт на себя бремя сакральной и светской власти, перенимая его от своего предшественника, причём вместе с ним ему достаётся имя "Атлант", т.е. "сильно-страждущий". Весьма вероятно, что первоначально бремя это имело не форму свода, а форму солнечного диска.

В легенде о Персее Атлант был королем Мавритании (ныне Марокко). Когда Персей убегал от сестёр Горгоны на юг он приземлился на закате у дворца Атланта, но тот отказался принять в гости героя. В наказание Персей снял перед ним покров с головы Медузы, после чего тот превратился в гигантскую скалистую гору, носящую его имя. [OVMF IV 627-661]. Нелишне при этом вспомнить, что Персей - отдалённый потомок Геракла.
Поздние мифографы воспринимали Атланта просто как олицетворение Атласских гор на северо-западе Африки (территория совр. Марокко), пики которых словно бы поддерживают небеса. Однако для Гомера, столпы, с помощью которых Атлант поддерживал небесную твердь, располагались далеко в Атлантическом океане, названном так Геродотом в его честь.
Искусство
В искусстве средних веков и Возрождения его изображение служило символом земли.
Многие художественные изображения показывают мускулистую фигуру, несущую на своих плечах небесный свод или земной шар. По фронтиспису книги Меркатора с картами мира (1595) всякое собрание географических карт стало называться атласом.
В середине пятого столетия Атлант появляется с Гераклом в метопе храма Зевса в Олимпе.
В архитектуре статуи Атланта поддерживают портики балконов, перекрытия зданий и т. д.
В средние века считали, что Атлант научил людей астрологии, потому что был связан с небом и звездами.
Затем Атлант становится символом выносливости, терпения.
В поэме Гейне, которую Шуберт положил на музыку, мир титана грустен и скорбен.
Эмблематика
Атлас на раменах носит свет.
Поддерживает, и не гнушается. Всё носит без труда, без усталости.
Sustinet,nec fastidit.
Il porte tout sans peine.
Er tragt alles ohne Muhe.
He carries without trouble.
Парфразом этой эмблемы служит эмблема 744 "Купидон на плечах носит свет" с общим обозначением - Более Атланта.
Как эмблема "Атлас, на раменах носит свет" соотносится с девизами:
рус. "Поддерживает, и не гнушается."
"Все носит без труда, без усталости."
лат. "Sustinet, nec fastidit.",
фр. "Il porte tout sans peine.",
нем. "Er tra..gt alles ohne Mu..he.",
англ. "He carries without trouble".{c.166}
Атлас (Атлант). В греческой мифологии титан, сын Иапета, который в наказание за участие в борьбе титанов против Зевса был осужден поддерживать на своих плечах и руках небесный,1 свод. Персей, которому он отказал в гостеприимстве, превра-1 тил его с помощью головы Медузы в горный хребет, носящи] его имя. См. ГЕРКУЛЕС (II). л-ропос, одна из ТРЕХ МОЙР.
Упоминается в девизах к эмблеме "Купидон на плечах носит свет" как мерило необычайной силы, наряду с Геркулесом. с.256
АТЛАНТ. Атлас (так звучит по-гречески это имя) - се-годня собрание географических карт по названию фронтисписа книги с картами мира Меркатора (1595). Многие художественные изображения показывают титана, который несет на своих плечах не-бесный свод или земной шар. В различных греческих преданиях Атлант является братом Проме-те я, царем западного островного государства Атлантида, а наряду с этим персонификацией оси мира или каменной колонны, которая разделяет небо и землю. Он опи-сывается также как знаток морей и их глубин. Согласно Гесиоду, он был союзником Кроноса (Сатур-на) в борьбе против его сына Зевса. Когда войско титанов было по-беждено, Атлант был приговорен нести на своих плечах небесный свод. Это напоминает малоазиат-ские мифы о всемирном великане Упеллуре. В легенде о Персее Ат-лант был королем Мавритании (сегодня Марокко), который отка-зался принять в гости героя. В на-казание Персей снял перед ним по-кров с головы Медузы {Горгоны), после чего тот превратился в ги-гантскую скалистую гору, которая с тех пор носит его имя. Прооб-разом легендарной высочайшей горы на далеком Западе мог быть вулкан Тейде на острове Тенериф.
Атлант. Фрагмент роспи-си на чернофигурном кубке (килике). Эллада, ок. 540 г. до н. э.
АТЛАНТИДА. Опи-санное в двух диалогах философа Платона (427-347 до н.э.) остров-ное государство, потонувшее в За-падном океане, столица которого была построена на концентричес-ких кругах земли и воды. Эта стра-на, первоначально напоминавшая своего рода рай, благословенная природой и управляемая мудрыми царями, существовала до тех пор, пока ее жители не стали надмен-ными и безнравственными и боги решили уничтожить остров. Она потонула во время катастрофы в Западном океане. Аристотель (384-322 до н.э.) считал этот рас-сказ просто басней, но все же, на-чиная с античных времен, бесчис-
Атлантида: "Крест Атлан-тиды" в качестве эмблемы эзотеричес-кого исследовательского кружка
ленное множество ученых пыта-лось найти фактическую основу этого мифа и определить местона-хождение острова. Так как первые сведения о большом острове, ко-
Атлантида: План столицы по описанию Платона
торыми располагал Платон, до-шли до него от его предка Солона, получившего их из Нижнего Егип-та, то возможно, что древнееги-петская "мифическая география" создала основу изображенной Платоном и, вероятно, переделан-ной фантазией автора мифической истории о находящейся на дале-ком Западе "стране счастья". Сю-жет о некогда доступной счастли-вой островной стране, которая ис-чезла по вине людей, а также о кольцах столицы позволяет ду-мать о символическом характере обсуждаемого в бесчисленных кни-гах платоновского мифа, привле-кательность которого неоспорима. Вероятно, корни его кроются в широко распространенном обра-зе о доисторическом Золотом веке, который в мифах древних культур тоже занимает значительное мес-то. "Крестом Атлантиды" называ-ется комбинация из концентричес-ких кругов и крестообразной структуры, которая приблизительно соответствует описанию схемы столицы Атлантиды в платонов-ских диалогах "Тимей" и "Кри-тий". Эзотерические кружки, кото-рые обращаются к духовному на-следию мифической культуры ост-ровного государства, используют их в качестве эмблем.
Библиография
EMSY 383 -
APLL I 3;
HSTH 133 и далее;
Стефан Византийский под словом Adana;
Аристофан. Птицы 692 и далее;
Климент Римский. проповеди VI 4 72;
Прокл. Комментарии к "Тимею" Платона III, с.183, 26-189, 12 Diehl.
Евстафий. Комментарии к Гомеру с. 987;
Гесиод Теогония 507 и далее;
Аполлодор I 2 3;
Платон Тимей 25b и Критий 108e, 114a и далее;
Гомер Одиссея I 52-54$
Гигин Мифы 150;
Е. Tieche: Atlas als Personifikation der Weltachse, in: Museum Helveticum 2 1945


Peter Greif / December 22, 2005 22:48

greif@sky.ru