Peter Greif На главную К списку на букву "А" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Агаменнон

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
||| Античность / Мифология
Сын Атрея и Аэропы, брат Менелая (см. род Пелопа), царь Микен (в позднейшей легенде), и Аргоса.
Один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, предводитель греческого войска в Троянской войне. Его ссора с Ахиллом из-за прекрасной Бризеи - центральное событие "Илиады. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и кончая детьми Агамемнона - Ифигенией и Орестом.
После убийства отца его племянником Эгистом (Эгисфом), сыном Тиеста (Фиеста) и воцарении последнего, бежал с братом в Спарту (в Этолию). Здесь братья женились на дочерях спартанского паря Тиндара (Тиндаря): Агамемнон на Клитемнестре, Менелай - на Елене. От брака имел трех (четырех) дочерей и сына Ореста.
По смерти Тиндара, престол перешел к Менелаю.
С помощью брата, Агамемнон сверг Тиеста с престола и воцарился в Микенах . Вариант: Царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.
Когда Парис похитил Елену, а все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, он, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса.
Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. "Илиада" изображает его доблестным воином (описание подвигов в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера являются причиной многих бедствий для греков:
o Убив на охоте лань, похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра.
o Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. Ill 21 след.).
o Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Нот. II. I 8-427; IX 9-692).
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма "Возвращения" (7 в. до н. э.) и "Орестея" Стесихора. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа (Эгиста), успевшего за время отсутствия мужа обольстить Клитеместру (Нот. Od. III 248- 275; IV 524-537). Начиная с середины 6 в. до н.э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив мужа с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Again. 855-1576).
Местом погребения его называют Микены и Амиклэ.
Сохранившийся ритуальный эпитет "Зевс-Агамемнон" показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу. В Спарте ему воздавались божеские почести.
В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, - произведение Гефеста.
Литература
Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий.

О гибели Агамемнона рассказывает Гомер в "Одиссее":
Как умерщвлен был Атрид Агамемнон пространнодержавный?
Где Менелай находился? Какое губящее средство
Хитрый Эгист изобрел, чтоб удобнее сладить с сильнейшим?
Иль, не достигнув Аргоса, еще меж чужими людьми он
Был и врага своего тем отважил на злое убийство?"
"Друг, - Телемаху ответствовал Нестор, герой геренейский, -
Все расскажу откровенно, чтоб мог ты всю истину ведать;
Подлинно так все случилось, как думаешь сам ты; но если б
В братнем жилище Эгиста живого застал, возвращаясь
В дом свой из брани троянской, Атрид Менелай златовласый,
Трупа его бы тогда не покрыла земля гробовая,
Хищные птицы и псы бы его растерзали, без чести
В поле далеко за градом Аргосом лежащего, жены
Наши его б не оплакали - страшное дело свершил он.
Тою порой, как билися мы на полях илионских,
Он в безопасном углу многоконного града Аргоса
Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой,
Прежде самой Клитемнестре божественной было противно
Дело постыдное - мыслей порочных она не имела;
Был же при ней песнопевец, которому царь Агамемнон,
В Трою готовяся плыть, наблюдать повелел за супругой;
Но, как скоро судьбина ее предала преступленью,
Тот песнопевец был сослан на остров бесплодный,
Где и оставлен; и хищные птицы его растерзали.
Он же ее, одного с ним желавшую, в дом пригласил свой;
Множество бедр на святых алтарях он сжег пред богами,
Множеством вкладов, и златом и тканями" храмы украсил,
Дерзкое дело такое с нежданным окончив успехом.
Радостно вождь Агамемнон ступил на родительский берег,
Стал целовать он отечество милое; снова увидя
Землю желанную, пролил обильно он теплые слезы.
Но издалека, с подзорной стоянки увидел Атрида
Сторож, Эгистом поставленный (злое замысля, ему он
Дать обещал два таланта); и там наблюдал он уж целый
Год, чтоб Атрид не застал их врасплох, возвратяся внезапно.
С вестью о нём роковой побежал он в жилище Эгиста.
Ков смертоносный тогда хитроумный Эгист приготовил:
Двадцать отвальных мужей из народа немедля он выбрав,
Скрыл их близ дома, где был приготовлен обед изобильный;
Взяв колесницы с конями, к царю он Атриду навстречу
С ласковым зовом пошел, замышляя недоброе в сердце;
Введши его, подозрению чуждого, в дом, на веселом
Пире его он убил, как быка убивают при яслях;
Люди, с Атридом пришедшие, все до единого пали,
Но и Эгистовы с ними сообщники также погибли.

Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились
трагедии "Агамемнон" Эсхила (первая часть трилогии "Орестея")
"Агамемнон" Сенеки.
Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в.
Г. Сакс,
Т. Деккер.
Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в.
трагедии "Агамемнон" В. Альфьери,
"Агамемнон" Л. Ж. Н. Лемерсье
В 19-20 вв. сюжет лег в основу около 30 трагедий
драматической тетралогии Г. Гауптмана "Ифигения в Дельфах",
"Ифигения в Авлиде",
"Смерть Агамемнона",
"Электра".
Месть сына Агамемнона , Ореста нашла воплощение в произведениях
Элиста,
Сартра.
Искусство
В античном изобразительном искусстве - второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.).
Убийство его нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти лег в основу либретто ряда опер
18- 20 вв. "Клитеместра" Н. Пиччини;
"Клитеместра" Н. Цингарелли;
"Агамемнон" Д. Тревеса;
оперная трилогия "Орестея" С. И. Танеева;
"Орестея" Ф. Вейнгартнера;
"Орестея" Д. Мийо;
"Клитеместра" Р. Прохазки;
"Агамемнон" Д. Куклина;
"Клитеместра" И. Пиццетти и др.
кантаты "Клитеместра" Л. Керубини.


Peter Greif / December 21, 2005 12:22

greif@sky.ru