СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

РАМА АВАТАРА (RAMA (RAMACHANDRA) AVATARA)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи (Dasaratha), царь Айодхьи (Ayodhya), герой великого Индийского эпоса Рамаяны (Ramayana), в котором описана легенда об эмиграции Ариев (Aryan) на юг. Рама — совершенный царь, сын и брат. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите (Sita).

Иконографическое представление.

Общее.
Шри-Рама стоит в позе трибханга (tribhanga) (тело изогнуто в трех местах).

Руки.
Две. Правая держит стрелу (бана), левая — лук.

Корона.
Носит кирита-корону.

Спутники.
Сита (Sita) — его жена Сита прямо стоит с правой стороны от него. В высоту она доходит до плеча Рамы. В левой руке она держит голубой лотос, в то время как правая рука свободно свешена. Сита носит каранда-корону.
Лакшамана (Lakshamana) — Он стоит слева от своего старшего брата Рамы. В высоту он доходит до ушей брата. Лакшамана богато урашен и держит в двух свих руках лук и стрелу.
Хануман (Hanuman) Обезъяний бог стоит чуть справа напротив Рамы и в высоту доходит до груди, пупка или бедра Рамы . Имеет две руки. Правая рука расположена на устах, в то время как левая свободно свешена до уровня колена.
Другие два брата Рамы Бхарата (Bharata) и Шатругхна (Shatrughna) также сопровождают его. Оба имеют по две руки, в которых держат луки и стрелы.

ХАНУМАН (HANUMAN)

Культ Ханумана, божественного царя обезьян, очень популярен по всей Индии, особенно среди сельского населения.

Хануман — одно из главных действующих лиц знаменитой эпической поэмы Рамаяна, в которой он предстает воплощением преданного служения Господу и верности ему. Помогая Раме в розысках похищенной демоном Раваной супруги Ситы, Хануман явил множество сверхчеловеческих возможностей и искреннюю преданность Раме. Узнав, что Равана держит Ситу на отдаленном южном острове Ланке, Хануман одним гигантским прыжком перелетел через океан и оказался на Ланке. Схваченному врагами, ему удалось при помощи своего тлеющего хвоста спалить весь населенный демонами остров и вернуться к Раме. Во время осады войском Рамы Ланки, Хануман явил множество чудес, желая помочь своему покровителю. Дважды он гигантскими прыжками летал в Гималаи за необходимыми для лечения раненых травами. Когда целебный корень требовался Раме, и медлить было нельзя, Хануман, не тратя времени на поиски, доставил с собою на Ланку целую гору. Когда Рама одержал победу над Раваной, Хануман захотел остаться на Ланке, и его желание было исполнено. В каждом посвященном Раме храме обязательно есть изображение Ханумана, считается, что оно уничтожает все зло вокруг.

Праздник Хануман-джаянти. День рождения Ханумана — Хануман-джаянти — широко отмечается по всей стране в марте-апреле. Люди собираются в храмах, где статуе Ханумана красной краской, смешанной с топленым маслом, рисуются новые одеяния, и она празднично украшается. Во время этого праздника все постятся. В храмах нараспев читается Рамаяна, особенно ее эпизоды, связанные с любовью, которую Хануман испытывал к Раме, и Хануман-чалиса-гимны, восхваляющие Ханумана.

Иконография Ханумана.

Существуют разные изображения Ханумана, но чаще всего его можно увидеть двуруким и одноголовым, с хвостом, петлей закрученным над головой. У него обычно мускулистое развитое тело и голова обезьяны. Хануман может являться в десяти обличьях, в одном из которых (Хануман Панчмукхи (Panchmukhi)) у него десять рук и пять голов — одна обезьянья, другие принадлежат Гаруде, лошади, вепрю и льву, то есть различным воплощениям Вишну.