СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ШИВА

Лингодбхава-мурти

ШИВА (SIVA)

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов Индуизма. Амаракоша (Amarakosha) приводит перечень сорока восьми его имён.

Шива идентифицировался с Ведическим Рудрой (Rudra). Рудра носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела. Он также изредка использует молнию. Рудра является отцом Марутов (Maruts). Он также зовется Трьямбак (Tryambak) — сын трёх Матерей (Земли, Воздуха и Неба). Его женой является Амбика (Ambika). Ваджасанейи Самхита (Vajasaneyi Samhita) Яджурведы утверждает, что Агни (Agni), Асани (Asani), Пашупати (Pasupati) — глава общины, Бхава (Bhava), Сарва (Sarva), Ишана (Isana), Махадева (Mahadeva), Уградева (Ugradeva) — формы одного и того же божества.

Ведический Рудра изображается внушающим ужас богом, которого необходимо постоянно умиротворять. Ему посвящено много гимнов, в которых содержатся призывы и мольбы, обращённые к нему: «не уничтожай наш скот, наших детей, родных и близких». Также его просили защитить людей от болезней, грабителей и других бед. Когда Рудре приносили поклонение, он становился великодушным божеством. Он всевышний Целитель и Бог Медицины, защищает людей и животных от болезней. Так как он проявлял заботу о животных, он звался Пашупати — Владыка Зверей (Pasupati). Во время поклонений, предлагающихся ему постоянно, его призывали всегда быть великодушным, «Siva» (Благой). Рудра был призван покарать Праджапати (Prajapati), совершившего великий грех — инцест с собственной дочерью.

По одной из гипотез, до периода написания Смрити (Smritis) и Дхармасутр (Dharmasutras) (VI век до Р.Х.) Рудра был неарийским божеством, олицетворяющим злые силы. Жертвоприношения Рудре проводилось за городскими стенами. Постепенно, по мере осуществления синтеза культур Ариев и Дравидов, Рудра-Зловещий становится Шивой-Благим. Он даже женится на дочери божества Ариев Дакши (Daksha), или Праджапати (Prajapati). Однако характер бога при этом изменился несущественно. Он был обитателем погребений, посыпающим прахом свое обнажённое тело, покрытое только оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающим в джунглях и горах, несущим чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками. Наружность Шивы вызывала отвращение у отца его жены Праджапати, и однажды последний изгнал его из своего жертвоприношения. Прийдя в ярость, Шива породил сына, уничтожившего жертвоприношение Дакши (Daksha). Несмотря на это, Шива в конечном итоге становится значительным арийским божеством. Но во время его ассимиляции в арийский культ ему была присвоена функция Разрушителя.

Древние Арии поклонялись силам природы — Ушас (Ushas) — Заре; Митре (Mitra) — дружелюбному богу-Солнцу; Агни (Agni) — богу Огня; Варуне (Varuna) — богу Воздушного пространства; Индре (Indra) — богу грома и молнии, и другим. Человеку постоянно приходилось сталкиваться с жестокими и опасными проявлениями Природы, которые вызывали у людей страх, поэтому их старались умиротворить. Это и явилось причиной возникновения Рудры, ревущего вместе со штормовыми ветрами (Марутами (Maruts)), его сыновьями, которого умиротворяли молитвой.

Шатапатха Брахмана (Satapatha Brahmana) рассказывает историю о рождении Рудры. Он Является сыном Праджапати (Prajapati) и Ушас (Ushas). Едва родившись, он начал кричать, так как не имел имени. По этой причине ему было дано имя Рудра («rud» — реветь).

Ведический Рудра иногда идентифицировался с Агни (Agni). И тот, и другой могли превратить всё в прах, причинить страдание и считались устрашающими: «не уничтожай наш род в своем гневе», «дальше от нас быть твоему уничтожающему людей и поражающему коров оружию». Но Рудра также способен быть милостливым и милосердным, поэтому люди ищут его заступничества: «Мы взываем о помощи к стремительному Рудре, приносящему жертву, быстрому и мудрому», «Мы молим тебя, Рудра, о процветании двуногих и четвероногих существ, чтобы все в этом поселении были сыты и здоровы». Рудра одаривает милостью своих приверженцев и, как целитель, излечивает людей от болезней.

В тексте Шатарудрийи (Shatarudriya) он назван обитателем гор — Гиришем (Girish). Он скитается по лесам и является властелином лекарственных растений. Он божественный целитель. Как хозяин пастбищ, он также является властелином крупного рогатого скота — Пашупати (Pasupati). Его сыновья, Рудрии, пересекают все стороны света. Он также является владыкой сторон света.

В своей милостливой форме он Шамбху (Shamhu). Он Шива — Благой.

Рудра, как и Шива, изгоняет страдание и порок. Вот почему Рудра Ведического периода стал в более поздние времена Шивой.

Атхарва Веда (Atharva Veda) провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от его удара. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий. Он также защищает Вратьев (Vratyas), тех, кто не выполняет Ведические жертвоприношения.

С того момента, как он становится защитником неарийцев-Вратьев, Айтарея и Шатапатха Брахманы (Aitareya, Satapatha Brahmanas) стали относиться к нему отрицательно. Они смотрят на него, как на ужасного и злого бога, которому нельзя доверять. Поклонение ему предлагалось только для того, чтобы он не причинял вреда. Шатарудрийя (Shatarudriya) предлагает поклоняться ему только в целях умиротворения сторукого Рудры. Айтарейя Брахмана (Aitareya Brahmana) говорит, что он есть воплощение всех ужасных форм, созданный общими усилиями богов для наказания Праджапати (Брахмы), который хотел жениться на собственной дочери.

Изменения, внесенные Упанишадами.

Период Упанишад характерен изменением взгляда на Рудру. Брахманы (Brahmanas), в сущности, только выполняли ритуалы. Они потерпели поражение в постижении истины об Универсальном Духе.

Упанишады развили доктрину об Атмане (Atman) и Брахмане (Brahman). Душа стала рассматриваться как вечная категория, которая эманирует из Брахмана и, в конечном итоге, сливается с ним. «Единству, достигаемому Брахманом, нет надобности бояться богов».

По мере эволюции индуизма Шива, теперь рассматривающийся Благим, стал представляться единым богом, Ишварой (Isvara). «Есть единственный Рудра, который является самой сокровенной душой всех людей, который создает все существа и защищает их. Рудра есть высочайший Брахман и включает в себя всю Вселенную. Он использует Майю (Maya)(или Пракрити (Prakriti)) и сановится Махешварой (Mahesvara). Нет подобного ему. Он познается через веру и любовь. Он поощряет добродетель и рассеивает порок. Он создал Брахму и превзошёл Веды».

В Пуранический период Рудра становится Шивой, Верховным Божеством. Он вбирает в себя функции Вишну и Брахмы. Он есть душа вселенной. Шива несёт диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту (yajnopavita) (священный шнур)), сделанный из змей; он смеется, поёт и танцует в экстазе. Как танцор он Натараджа (Nataraja).

В настоящее время Шива является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект: Шайва (Saiva), Пашупата (Pasupata), Капалика (Kapalika), Каламукха (Kalamukha), Лакулиса (Lakulisa), Вирашайва (Virasaiva) и другие.

Шива-Пурана (Siva-Purana) смотрит на Шиву как на исполняющего тройственные функции — создания, сохранения и разрушения.

Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл (Данда) — представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) — семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.
Тришула (Trisula)
— три шулы (sulas) представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует желание — Тришну (Trishna)).
Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон.

Садхарана Шива (Sadharana Siva) — обычные формы.

1. Четыре руки — трезубец (тришула), барабан (дамару), благодающая позиция (варада-мудра) и чётки (акшамала). (AC)

2. Восемь рук. Правые — чётки (акшамала), копьё (шакти), жезл (данда) и копьё (шула), или трезубец (тришула). Левые — ритуальный жезл, чаша-череп (капала), благодающая позиция (варада-мудра) и кобра. Слоновья шкура и лунный серп (каумуди). (AC)

3. Четыре руки — благодающая (варада) и защитная (абхайя) позиции, копьё (шула), или трезубец (тришула), петля. Два глаза. Каранда-корона. (AB)

4. Две руки — копьё (шула), или трезубец (тришула), лук (дханус). Три глаза. (BS)

5. Четыре руки — защитная (абхайя) и благодающая (варада) позиции, олень (мрига) и барабан (дамару). Три глаза. Сопровождается Парвати. (MS)

6. Две руки — трезубец (тришула) и чётки (акшамала). Три глаза. (VID)

7. Две руки — змея и боевой топор (парашу). Стоит на карлике Апасмара пуруше (Apasmara purusha).