СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

Лингодбхава-мурти

Ардханаришвара

АРДХАНАРИШВАРА (ARDHANARISVARA)

(Шива в образе андрогина, правая половина туловища своя собственная, левая — как у Парвати).

Шива-Пурана рассказывает, как Брахма создал Праджапатьев (Prajapatis) — мужчин. Он полагал, что таким образом начнется процесс творения.

Но сами по себе они не могли решить эту задачу. Брахма не мог справиться с возникшей проблемой — Праджапатьи не были способны дать потомство. Тогда они принесли поклонение Шиве, который появился перед ними в форме Ардханари (полумужчины-полуженщины). Увидев Шиву в этой форме, Брахма осознал свою ошибку, поняв, что творение возможно только при условии существования женщины.

Исходя из этого возникла идея, что все сущее является продуктом объединения мужского и женского принципов, и только в этом единстве возможно творение. Подобное понимание существует также в Греческой, Китайской и Персидской религиозных традициях. Линга и йони, которым поклонялись, символизируют мужской и женский воспроизводящие органы, всевышний созидательный принцип.

По другой версии Парвати, супруга Шивы, стала единой с ним, когда риши Бхринги (Bhringi) поклонялся только образу Шивы, а не обоим — Шиве и Парвати, как это обычно делали другие.

Иконография

(AB)
«Выслушай, о ученик! Поведаю я теперь об изваянии бога в полуженском облике. Оно может быть четырехруким или двуруким, должно состоять из двух половин (мужской и женской). Левая половина — в виде Парвати, правая в виде Шивы. Изваяние божества опирается на правую ногу, левая должна быть согнута. Одна из правых рук в положении абхайякара, другая — держит секиру, локоть одной левой руки опирается на голову быка, другая — в положении катака-хаста и держит цветок. Если у изваяния две руки, правая должна быть в положении варадакара (мудра оказания милости; при этом жесте ладонь руки открыта и обращена к зрителю, как бы предлагая дар), левая — держит цветок.

Правая половина изваяния имеет атрибуты Шивы, левая — женские украшения. Справа — грудь мужчины, слева — женская грудь.

Если правая нога изваяния согнута, левая должна стоять прямо, если в правой руке трезубец, в левой должен быть цветок. Правая рука может быть в положении варадакара и опираться локтем на голову быка или держать череп, в таком случае левая рука должна быть простёрта.

Выражение правого глаза должно быть устрашающим, левого — спокойным. Тонкая ткань одежды справа должна доходить до середины бедра, слева — до щиколотки. Таково краткое описание Шивы-Ардханари».

Руки — две, три или четыре.

Объекты в руках

Если он имеет четыре руки, то правые руки — защитная позиция (абхайя-мудра), боевой топор (парашу) или трезубец (тришула); или благодающая позиция (варада-мудра) и копьё (шула); или резак и защитная позиция (абхайя-мудра); или одна рука на быке, другая в защитной позиции (абхайя-мудра); или копьё (шула) и чётки (акшамала).

Если имеет две руки, то одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), другая несёт чашу-череп (капала).

Левые руки (Ума) — одна согнута, чтобы лежать на быке Шивы, другая в катака-хасте или держит голубой лотос (падма); или руки опущены вниз.

Если он имеет три руки — с левой стороны только одна рука. Эта рука может держать либо зеркало (дарпана), либо цветок, либо попугая. Попугай может сидеть на запястье Парвати.

Разное

Мужская половина (Шива) — на голове джата мукута. Половина глаза на лбу. В правом ухе серьга в виде змеи или макара. Широкая мужская грудь. Слоновья шкура. Нога на лотосе. Священный шнур в виде змеи.

Урдхвалинга (Urdhvalinga) (вертикальный фаллос), змеиный пояс.

Женская половина (Парвати) — на голове каранда-мукута. Тилака (Tilaka) — знак на лбу. Валика (Valika) — круглая серьга в левом ухе. Развитая женская грудь. Бриллиантовые ожерелья. Шёлковая ткань обтягивает лодыжки. Нога слегка изогнута. Спокойная, мирная наружность.