СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

САПТА-МАТРИКИ (SAPTA-MATRIKAS)

Интересна символическая легенда о семи Божественных Матерях. В мире людей Знание и Невежество постоянно сражаются за превосходство. В легенде о Божественных Матерях Андхакасура (Andhakasura) — символизирует Невежество, а Шива — Мудрость. В конечном итоге в этой борьбе Мудрость одерживает победу над Темнотой и Невежеством.

Андхакасура, внук Хираньякашипу, получил огромное могущество от Брахмы. Он начал беспокоить богов, и тогда боги обратились к Шиве, чтобы он установил равновесие в мире богов и демонов. Тем временем царь демонов появился перед горой Кайласой (Kailasa) с целью похитить Парвати, супругу Шивы. Последовало сражение. Демон Нила (Nila) принял форму слона с целью убить Шиву. Но сын Шивы Вирабхадра (Virabhadra) принял форму льва, поверг Нилу и приподнес слоновью шкуру в подарок Шиве. Вишну и другие боги вступили в бой с Андхакасурой, но были обращены в бегство. Разъярившись, Шива выстрелил в царя демонов стрелой и поразил его. Но когда демон начал истекать кровью, то каждая капля крови при падении на землю принимала форму Андхакасуры. В то время, как Шива пронзал своим трезубцем насквозь тело самого Андхакасуры, Вишну чакрой разрушал демонов, появляющихся из капель крови.

Чтобы прекратить падение капель крови на землю, Шива создал Шакти (Sakti), которая должна была выпить кровь демона, а она призвала Йогешвари (Yogesvari). По его примеру Брахма, Вишну и другие боги создали Брахмани (Brahmani), Махешвари (Mahesvari), Каумари (Kaumari), Вайшнави (Vaishnavi), Варахи (Varahi), Индрани (Indrani) и Чамунду (Chamunda), женские аспекты Брахмы (Brahma), Махешвары (Mahesvara), Кумары (Kumara), Вишну (Vishnu), Варахи (Varaha), Индры (Indra) и Ямы (Yama). Они несли те же боевые атрибуты и сидели верхом на тех же ездовых животных, что и боги, их создавшие.

Вараха-Пурана (Varaha-Purana) повествует о востьми Матриках (Matrikas), которые олицетворяют восемь качеств, разрушающих человека.

1. Йогешвари — Кама (Kama), или Желание.
2. Махешвари — Кродха (Krodha), или Гнев.
3. Вайшнави — Лобха (Lobha), или Алчность.
4. Брахмани — Мада (Mada), или Гордыня.
5. Каумари — Моха (Moha), или Иллюзия.
6. Индрани — Матсарья (Matsarya), или Заблуждение.
7. Чамунда — Пайсунья (Paisunya), или Ложь.
8. Варахи — Асуйя (Asuya), или Зависть.

Шива освободил Сапта-Матрик от их разрушительных качеств, и Матрики остановили появление демонов. Поверженный Андхакасура принес поклонение Шиве и получил его милость. Матрики стали объектами поклонения.

Битва Шивы и Андхакасуры символизирует борьбу между одухотворенной Мудростью и Невежеством. В этой борьбе силы Невежества постоянно восполняются при помощи присущих человеку разрушительных свойств, подобных желанию, гневу, алчности... До тех пор, пока человек не обуздает эти качества, Свет и Истина не восторжествуют над Темнотой и Невежеством.

Брахмани. Четырехрукая богиня с сосудом (камандалу) и чётками (акшамала) в руках. Свободными руками она благословляет верующих. Птица, связанная с Брахмани — гусь.

Махешвари. Четыре руки, держит трезубец (тришула) и барабанчик (дамару). Её животное — бык Нанди.

Каумари. Эту богиню изображают с четырьмя, шестью или десятью руками. В них она держит копьё (шула) и чётки (акшамала), другими руками благословляет своих приверженцев. У богини три глаза, её животное — павлин.

Вайшнави. У Вайшнави четыре или шесть рук, в них она держит раковину (санкха) и колесо (чакра), другими благословляет верующих. Её животное — орёл.

Варахи. Эта четырехрукая богиня изображается с головой вепря. В руках у неё плуг (хала) и копьё (шула). Другими руками она благословляет верующих. Её животное — бык.

Индрани. Черырехрукая богиня Индрани на изображениях обычно держит меч (кхаджа) и громовую стрелу (ваджра). Животное, связанное с этой богиней — слон.

Чамунда. У этой богини четыре или десять рук. В них она держит меч (кхаджа), череп, кнут, стрелу (бана), щит (кхетака), топор (парашу) и другое оружие. Восседает же она на сове или на мертвеце.