СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ИНДРА (INDRA)

Индра — древнее ведийское божество дождя, грома и молнии. В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведийский период Индра был очень могущественным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено намного больше гимнов, чем другим богам. Он «дождевик», или «ороситель». Имя «Индра» произошло от «Indu», что значит «капли дождя». Он аналогичен римскому Юпитеру-Громовержцу. Индра является царем звездного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде... где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы... Его супруга Индрани (Indrani), и он восседает на слоне Айравате (Airavata).»

Популярность Индры как бога дождя может быть понята только в тропиках, где солнечный жар иссушает растительность, русла рек, озера, источники и может оставить людей, растения и скот без пищи. Из-за нехватки воды страдают все — люди, животные и Природа в целом, и потому все призывают дождь и несущую жизнь воду. В засухи люди обращаются с гимнами к богу дождя Индре, чтобы он не позволил им умереть от голодной смерти и прервал власть змеевидного демона Вриттры (Vrittra), который удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре его любимый напиток — сок Сомы. Тогда молния, ассоциирующаяся с Индрой, начинает метать свои стрелы в демона Вриттру, и Вриттра ревет от боли и спасается бегством, вода проливается вниз на иссушенную землю, и все радуются — люди, животные и растения.

Индра Вед является сыном Отца Неба Дьяуса Питао (Dyaus Pitao), и Матери Земли Притхви (Prithvi) и братом-близнецом Агни.

В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света. В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.

Хотя в Индии нет посвященных Индре храмов, его имя постоянно фигурирует в текстах священных книг. Также изображение восседающего на слоне Индры можно встретить во многих вишнуитских храмах.

Иконографическое представление.

Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть.

Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.

Супруга Индры Индрани прекрасна.


Индрани