СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ЖЕНСКИЕ БОЖЕСТВА

Женские божества играют важную роль в индуистском пантеоне.

В глубокой древности Разум Ведического пророка был озарен образом Единства, которому неподвижность — непостижимая, глубокая, тёмная пустота — в родовых муках дала жизнь. Великая Мать была непостижима, она зваласть Адити (Aditi) — воплощенная Безграничность.

Адити есть Всеобщая Природа (сущность). Она супруга Риты (Rita) — космического порядка, или Закона, господствующего в природе. Она — небеса, воздух, мать, отец, сын. Она — всё, что рождено, и что будет рождено — не только Всеобщая Сущность, но и Всеобщая Мать.

Пураническая концепция Деви (Devi) подобна образу Адити. В ходе развития принципа Шакти (Sakti) ее материнский аспект не мог быть не принят во внимание. Дальнейшее развитие привело к восприятию её в качестве жены (при преобладании материнского аспекта Шакти). Подобная роль не делает ее подчиненной по отношению к супругу. Шакти есть неотъемлемая часть Шивы, женской энергией Пуруши (Purusa) — Пракрити (Prakriti). Кроме того она является воплощением динамического принципа. Шива силен и активен только с Шакти, и пассивен без неё.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады — Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жёны.

Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ Деви восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» — божественного творческого начала, благодаря которому богиня способна сотворить целый мир из проявлений себя самой. Деви и её шакти могут являть как свои милостивые, так и гневные ипостаси. Милостивая Деви олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные законы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Вот некоторые милостивые ипостаси богини Деви: Лакшми, Сарасвати, Сати, Парвати, Притхиви (Prithvi). В свой гневной ипостаси Деви — грозный страж мира, непобедимая воинственная хранительница космического порядка.

Верующие молят Деви о различных благах, а также просят ее активной защиты от злых духов, болезней и зла. Образ этой богини повлиял на формирование других, вполне независимых по своим функциям богинь, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Своим возникновением огромное число женских божеств обязано некоторым особенностям индуизма, в частности, божественной многоликости и способности божеств иметь различные ипостаси.

Некоторые из богинь индуистского пантеона отличаются ярко выраженными женскими чертами — они заботливые и преданные спутницы своих супругов-богов, другие являются олицетворением культуры, искусств и их различных аспектов. Есть агрессивные воительницы и охранительницы миропорядка с крутым нравом и яркой индивидуальностью, в то время как многие другие женские божества занимают вторичное положение по отношению к другим богам. Одни богини тесно связаны с культурой, другие — со стихиями природы. В современном индуизме насчитывается огромное число богинь, большинству из них поклоняются только в определенных районах или населенных пунктах Индии. Наиболее крупными группами женских божеств считаются Девять Дург (Нава Дурга), Семь Матерей (Сапта матрика) и Десять Проявлений (Даша Махавидья).