СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

ЧАМУНДА (CHAMUNDA)

Маркандейя Пурана (Markandeya Purana) повествует о происхождении Чамунды.

Однажды братья-демоны Шумбха (Sumbha) и Нишумбха (Nisumha) достигли огромного могущества и прогнали богов с Неба на Землю. Тогда боги обратились за помощью к Всевышней Богине-Матери. Она в ответ создала ослепительно прекрасную богиню Каушики (Kausiki). Когда братья-демоны услышали о красоте Каушики, они захотели обладать ею. Шумбха предложил Каушики стать его женой. Она ответила, что всякий, кто пожелает стать её мужем, должен победить её в сражении. Тогда Чанда (Chanda) и Мунда (Munda) были посланы сразиться с Каушики и захватить её в плен. В ярости Каушики создала богиню Чамунда — страшноликую, несущую меч и аркан, держащую дивный венчанный черепом посох, украшенную гирляндой черепов, облаченную в шкуру тигра, повергающую в трепет видом своей истощенной плоти, с широко открытым ртом, страшно шевелящимся языком, с глубоко запавшими алыми глазами, оглашавшую ревом четыре стороны света. Чамунда отсекла голову Чанде, а Мунда был повергнут ударом её меча.

Иконография Чамунды.

Она должна быть подобна скелету — иссохшее тело, обтянутые кожей кости, запавшие глаза. Её волосы стоят дыбом и имеют на концах змеиные головы. Улыбка её отвратительна, язык высунут, изо рта торчат клыки.

Чамунда имеет четыре или десять рук. В них она держит меч (кхаджа), череп, кнут, стрелу (бана), щит (кхетака), топор (парашу) и другое оружие. Носит ожерелье из черепов и костей, одета в тигриную шкуру и имеет в качестве ваханы труп или сову.