СИМВОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ИКОНОГРАФИЯ

АГНИ (AGNI)

Бог Огня. Страж юго-восточной стороны света.

Популярность Агни в Ведический период подтверждается большим количеством гимнов, посвящённых ему в Ведах. Открытие огня преобразовало жизнь людей. Огонь позволяет готовить пищу и дает людям тепло и свет. Он выскакивает из камня или появляется в результате трения между двумя кусками дерева. Его источник непостижим. Ведические поэты отождествляли Агни с жаром очага или жертвенника, с теплом и светом, и поэтому с рассветом и Солнцем. Потому бог-Огонь проявляется в нескольких аспектах: Солнце в небе, дневной свет в воздухе и огонь на земле.

За пределами человеческого воображения возникает величественное божество. Агни представлялся как бессмертный, живущий рядом со смертными людьми. Он был семейным жрецом, который поднимается с рассветом. Он излучал тепло, загораясь в домашнем очаге. Он был осязаемым богом, жившим в домах людей, свидетелем их поступков, их «советником» и «проводником». Он был тем, кто зажигал жервенный огонь и переправлял жертвы и приношения богам на небо. Поэтому Агни стал посредником между человеком и богами. Он рассеивал мрак и ужас ночи и помогал людям мужественно переносить невзгоды.

Постепенно Агни потерял то значение, которое он имел в Ведический период. Эпос говорит, что он истощил сам себя, поглотив слишком большое количество жертв.

Несмотря на потерю значимости к Агни обращаются до настоящего времени при всех значительных событиях. Это божество — одно из немногих, сохранивших главенствующее положение в индуистском пантеоне с ведийских времен до наших дней. Ему посвящено огромное количество гимнов, его называют жрецом богов и богом жрецов, посредником между богами и людьми. Агни присутствует при всех важных жизненных событиях человека (в таких случаях всегда совершается богослужение с использованием огня), и в конце земной жизни человека именно Агни принимает через пламя погребального костра последнюю жертву усопшего — его бездыханное тело.

Иконографическое представление.

В скульптурных представлениях и росписях Агни представлялся пузатым, с кожей красного цвета, с темно-красными глазами, густыми волосами и бровями, с одним или двумя ликами. Он имеет три ноги и от двух до семи рук, сидит верхом на баране. В руках он обычно держит копьё (шула), веер, жертвенные чашу и ложку, а также другие предметы, связанные с огненным ритуалом.

Изо рта Агни вырываются языки пламени, которыми он слизывает топленое масло, возливаемое в священный огонь в качестве жертвы. Когда во время ритуала жрец выливает жертвенное масло в огонь, он призывает по имени супругу Агни, Сваху (Svaha). Два лика Агни символизируют два огня — брачный, обрядовый (церемониальный) и жертвенный. Семь его рук могут символизировать универсальную силу всеохватывающего пламени.

Агни носит на теле священный брахманский шнур и цветочную гирлянду, и со всех сторон он окружен сияющим ореолом из семи снопов света.